Хабибуллин В.Ф. Традиции и перспективы развития зоопсихологии в России: Материалы Всерос. конф. с междунар. участием – Пенза, 2007. – С. 141-143.
В процессе преподавания дисциплин о поведении животных зачастую приходится балансировать между биологическим и психологическим компонентами.
Преподавание «психологического аспекта» поведения животных представлено гораздо лучше: курс «Зоопсихология и сравнительная психология» является базовым, обязательным для изучения для студентов факультетов психологии. Существует продуманная программа Н.Н.Мешковой, базовый учебник К.Э.Фабри и ряд толковых учебников и пособий других авторов; особенно ситуация в этом плане улучшилась в последние годы.
Биологическая составляющая преподавания этологических дисциплин разработана слабее. Науки о поведении животных в вузах не являются базовыми, существуют далеко не во всех вузах и представлены в виде спецкурсов под разными названиями (этология, поведение животных и пр.); нет единой программы и общепризнанных учебников; пере-водные издания содержат разнообразный материал и структурированы по-разному. Собственно «этология» как образовательная дисциплина хаотична, а содержание курса зачастую «несет печать» исследовательских интересов и предпочтений лектора.
Мы попытались синтезировать подходы и представить в рамках экспериментального спецкурса для биологов под компромиссным названием «Биологические и психологические основы поведения животных». Ниже приведены контуры разработанной программы, в которой отражены наиболее существенные, на наш взгляд, элементы как зоопсихологии, так и этологии.
Комплекс наук, изучающих поведение животных. Методы изучения поведения животных. Поведение как систематический признак. Формы индивидуального поведения. Формы группового поведения. Механизмы поведения. Регуляция поведения. Адаптивность поведения. Проблемы возникновения психики. Эволюция поведения и психики: основные этапы развития психики животных в процессе эволюции. Уровни развития психики. Развитие поведения и психики в онтогенезе: эмбриональном и пренатальном периодах. Инстинктивное поведение. Классификация инстинктов. Научение. Классификация видов научения. Высшие формы научения, проблема интеллекта животных. Орудийная деятельность, язык животных. Биологическая ограниченность поведения животных.
Данная программа не претендует на полноту и «окончательность» и открыта для конструктивных замечаний и предложений.
Добавить комментарий