Услуги > Образовательные услуги > Подготовка к ЕГЭ и ГИА
Абитуриентам и их родителям !
Институт оказывает услуги по подготовке старшеклассников – учеников 8-11 классов к сдаче экзаменов по ГИА и ЕГЭ по всем предметам школьной программы: биология, химия, физика, математика, обществознание, география, русский язык, литература, иностранный язык, история в Уфе, городах и районах Республики Башкортостан.
Занятия ведут опытные репетиторы: преподаватели ведущих вузов, кандидаты наук, имеющие многолетний опыт репетиторства, подготовки школьников к сдаче вступительных экзаменов в вузы, проверку ЕГЭ (часть С).
Формат проведения: возможны индивидуальные и групповые занятия, место проведения – у ученика или по месту работы преподавателя.
Важно спланировать время подготовки к сдаче ЕГЭ: не откладывать на самый последний момент, а начинать занятия заблаговременно. В этом случае школьник испытывает гораздо меньше стресса и психологического напряжения, процесс овладения знаниями протекает более эффективно. Дополнительная сложность состоит в том, что ученику надо готовиться одновременно по нескольким предметам ЕГЭ, а умственные ресурсы человека небезграничны. Оптимально начинать заниматься в сентябре-октябре, в этом случае достаточно одного занятия в неделю. Более плотный график – по два-три занятия в неделю – придется соблюдать при наличии двух-трех месяцев на подготовку. Возможны и «пожарные» мероприятия – ежедневная 2-3 часовая подготовка за две-три недели до экзамена (хотя до этого ситуацию лучше не доводить).
С каждым годом надзор за процедурой сдачей ЕГЭ становится все более и более строгим: видеонаблюдение, контроль на входе с металлоискателями и собаками, независимые контролеры, борьба с коррупцией и т.п. – все это призвано обеспечить справедливое оценивание уровня знаний школьников. Списать или «договориться» стало гораздо сложнее.
Проблема отмечаемого на самом высоком уровне «реально снижающегося уровня школьной подготовки» с каждым годом становится все острее. Как справедливо заметил многоопытный директор одной из уфимских школ, «образовательную подготовку нужно доверять профессионалам».
Мы предлагаем надежный, справедливый и, в конечном счете, наиболее выгодный путь – путь освоения знаний. Инвестиции в собственное образование и образование своего ребенка – это самый правильный и наиболее перспективный подход к построению успешной карьеры и достижению успеха.
Выбор вуза для получения высшего образования – процесс сугубо индивидуальный. В настоящее время прием в большинство вузов осуществляется по результатам ЕГЭ. Практика обучения студентов показывает, что твердое знание школьной программы необходимо для успешной учебы в вузе, и только высокого балла по ЕГЭ недостаточно. Преподаватель вуза не может (да и не должен) обучать новоиспеченного студента азам школьного курса. Эту задачу должны решать (помимо самого ученика) – учителя и репетиторы. Таким образом, необходимо сначала надежно освоить базовую школьную программу, а уже затем «подстраиваться» под требования ЕГЭ.
Итак, некоторые замечания по подготовке абитуриентов.
Обучение базовому курсу по каждому школьному предмету – это методическое «ноу-хау» каждого преподавателя; необходим индивидуальный и подход, и многое зависит от учащегося (уровень общей подготовки, работоспособность, память, мышление, банальная исполнительность); сроков и целей подготовки. Наш многолетний опыт подготовки старшеклассников к сдачи вступительных экзаменов, ГИА и ЕГЭ показывает, что большинство выпускников при надлежащем старании способны освоить программу для поступающих в вузы (даже при дефиците времени).
Теперь об особенностях подготовки к сдаче ЕГЭ. Сначала общие замечания.
Составители вопросов ЕГЭ ограничены школьной программой и содержанием нескольких базовых школьных учебников и формально вопросы могут формулироваться только в рамках материала, изложенного в этих учебников, и на йоту больше.
Далее, важно достичь абсолютной корректности каждого вопроса. Составители в этом плане – люди подневольные, и за каждую оплошность при разработке они несут персональную (и ведомственную) ответственность. Учитывая огромную социальную (да и политическую) важность ЕГЭ обвинения в прессе, публичная шумиха, тем более судебные разбирательства в таком тонком деле весьма нежелательны. Таким образом, вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы ответы были максимально однозначны, без двусмысленностей, неопределенностей, дискуссионности.
Более того, многие положения современных наук трудно сформулировать в виде тестов (часть А) или строгих выражений, подходящих для частей В и С экзамена. Все эти ограничения значительно сужают круг возможных вопросов, подходящих под формат ЕГЭ.
С другой стороны, составители прибегают к различным «уловкам» (чисто лингвистическим, психологическим, логическим и пр.), чтобы «запутать» тестируемого. Например, вопрос из части В по биологии (см. ниже его обсуждение) «Установите последовательность процессов, происходящих в интерфазной клетке». Уже сама формулировка вопроса призвана сбить с толку абитуриента: не говорится прямо об этапах синтеза белка, а нагнетается «околотестовая атмосфера»: «…интерфазной клетке» – школьник лихорадочно пытается вспомнить, что означает интерфазная, какие еще бывают клетки, какие стадии, митоз или мейоз и пр.), тогда как варианты ответа подразумевают этапы транскрипции.
Ниже изложены некоторые из подходов, приемов и алгоритмов, полезных при выполнении ЕГЭ по биологии, апробированных нами в ходе репетиторства школьников г.Уфы.
В идеале абитуриент должен знать правильный ответ. Но даже если он не знает (или не знает в точности, или не уверен, или у него просто нервный «мандраж»), существует ряд приемов логического и эвристического плана, полезных для нахождения / вычисления правильного ответа или хотя бы повышения вероятности «угадывания» правильного ответа.
Весьма полезными бывают знания универсального плана, из других дисциплин (смежных и не очень), общая эрудиция, а так же логическое мышление.
Во-первых, из курса логики известно, что корректные вопросы содержат в качестве предпосылок определенную информацию, которую можно и нужно использовать при поиске ответа (это касается вопросов из всех трех частей ЕГЭ). Например, вопрос А10: Какие бактерии улучшают азотное питание растений? Подразумевается, что: у растений есть питание; одно из его разновидностей (наряду с другими) есть азотное питание; это питание можно улучшить; существуют некие бактерии, способные на это. И уже потом вычисляются, какими должны быть эти бактерии, чтобы «улучшать…»: к какой таксономической/экологической группе относиться? Как они устроены? В какой части растения локализованы? На каком субстрате «работают»? Что получается в результате их жизнедеятельности? Что именно от них требуется, чтобы улучшить именно азотное питание растений? Последовательно ответив на эти (и подобные) вопросы, мы можем существенно приблизиться к нахождению ответа.
Вопросы общего плана – на перечисление – можно решать методом «от противного»: найти те ответы, которые точно не подходят (заведомо неверны), и выбирать уже из оставшихся.
В вопросах на «соответствие» как правило, подбираются «парные» группы (таксоны), например, двустворчатые и брюхоногие моллюски, и нужно подобрать им: строение сердца, половая система, наличие личинки и т.п. Поэтому при подготовке и «натаскивании» на ЕГЭ можно отталкиваться именно от характера вопросов. Учить парами.
Вопросы группы С ответы необходимо дискретизировать – т.е. вычленить отдельные дискретные элементы ответа. Например, при обсуждении адаптаций выделить отдельные адаптации, сгруппировать сходные, максимально разнообразить, т.к.
Рассмотрим на конкретных примерах (образцы взяты с официального информационного портала ЕГЭ http://www1.ege.edu.ru за 2010 год)
Возьмем вопрос из Части 1 (А5)
Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют:
1) бактериофаги;
2) хемотрофы;
3) автотрофы;
4) цианобактерии;
«…встраивание … внутрь клетки хозяина…» – т.е. вопрос уже предполагает, что в ответе должно фигурировать нечто на уровне внутриклеточном, а термин «встраивание НК» вызывает ассоциации с вирусами. Далее, из вопроса мы можем сделать вывод, что речь идет о разновидности паразитизма
Смотрим варианты ответов: № 4 – цианобактерии – мы можем не иметь никакого представления о том, «кто такие» цианобактерии, но можем не без оснований предположить, что они находятся на уровне организации – клеточном, а не субклеточном. И хотя фактически существуют одноклеточные организмы – внутриклеточные паразиты, тем не менее именно встраиванием своей НК в ДНК хозяина ни один из них не занимается. Этот ответ отпадает.
Ответы № 2 и 3: оканчиваются на …трофы. Нечто, связанное с питанием. Даже если мы не знаем значений хемо- и авто- (что маловероятно, если абитуриент знаком с основами биологии), паразитические организмы не имеют в своих названиях окончание «трофы». Чисто лингвистический подход также может привести нас к выводу, что организмы «хемо» (связано с химией) и «авто» (что-то самостоятельное) вряд ли являются паразитами.
Методом исключения у нас остается ответ № 1 (бактериофаги – разновидность вирусов).
Вопросы из части 2 (В1-В3) – выбор трех ответов из 6. Обычно ответы парные, поэтому сводится к выбору альтернатив. Идеально, если знаем ответ, если нет, действуем от противного.
Вопрос В 1. Биологическое значение мейоза заключается в:
1) предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении;
2) образовании мужских и женских гамет;
3) образовании соматических клеток;
4)создании возможностей возникновения новых генных комбинаций;
5) увеличении числа клеток в организме;
6) кратном увеличении набора хромосом.
Сам объект обсуждения может рассматриваться в противопоставлении с его антиподом и/или альтернативой. В этом вопросе В1 «Биологическое значение мейоза заключается в» мы можем вспомнить, чем характеризуется антипод мейоза – митоз – и отталкиваться уже от этого знания, выделив эти ответы как неверные.
В2. Какова роль поджелудочной железы в организме человека?
1) участвует в иммунных реакциях;
2) образует клетки крови;
3) является железой смешанной секреции;
4) образует гормоны;
5) выделяет желчь;
6) выделяет пищеварительные ферменты.
В этом вопросе В2 «Какова роль поджелудочной железы в организме человека?» мы можем исходить из того, что эта железа является смешанной (ответ № 3), и проверять альтернативы по другим железам, как внутренней, так и внешней секреции. Если подойти с другой стороны, то мы наверняка знаем, что она участвует в пищеварении (т.е. выделяет пищеварительные ферменты – ответ № 6), а как железа внутренней секреции, должна выделять хоть какие-нибудь гормоны (ответ № 4).
В 3. К факторам эволюции относят:
1) кроссинговер;
2) мутационный процесс;
3) модификационную изменчивость;
4) изоляцию;
5) многообразие видов;
6) естественный отбор.
Сложнее для логического анализа так называемые фактологические вопросы (В3). Но и здесь мы может оттолкнуться от самого вопроса: спрашивают о «факторах» эволюции (эволюции! – поэтому ненаследственная модификационная изменчивость – ответ №3 – отпадает сразу) – не о движущих силах, не о причинах, механизмах (ответ №1) или следствиях (ответ №5), не о доказательствах – о факторах.
Вопросы на соответствие (В4-В6)
В 4. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК
А) наличие генеративных органов – цветков
Б) отсутствие плодов
В) размножение спорами
Г) образование пыльцы
Д) оплодотворение происходит на заростке
Е) оплодотворение не зависит от наличия воды
ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ
1) Покрытосеменные
2) Папоротниковидные
В первом столбце признаки обычно приводятся парами (противоречивые понятия – по принципу или-или), поэтому выбирать из пары противоречивых признаков легче, т.к. нам достаточно знать хотя бы один из них (например, вопрос В 4, если размножается спорами (В) – тогда уж точно не пыльцой (Г)). Варианты могут быть завуалированы: например, наличие цветка (А) предполагает наличие плода (Б), и тогда эти варианты уже можно рассматривать как пару (антагонистическую). Ту же противоречивость можно вскрыть и в последней паре: (Д) оплодотворение происходит на заростке (а заросток, как мы помним, маленький и связан с водой) и (Е) оплодотворение не зависит от наличия воды.
Вопросы на последовательность (В7-В8) могут быть связаны с геохронологией (В8), их можно перефразировать как расположите по мере усложнения (эволюционной продвинутости). Для ответа можно просто вспомнить, в каком порядке эти группы изложены в школьном учебнике или программку по биологии (для поступающих).
В 8. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений:
1) зеленые водоросли;
2) хвощевидные;
3) семенные папоротники;
4) риниофиты;
5) голосеменные.
Для некоторых вопросов необходимо привлечь сопутствующие знания и, опять-таки, законы правильного (логического) мышления.
В 7. Установите последовательность процессов, происходящих в интерфазной клетке.
А. на одной из цепей ДНК синтезируется и-РНК.
Б. участок молекулы ДНК под воздействием ферментов расщепляется на две цепи.
В. и-РНК перемещается в цитоплазму.
Г. на и-РНК, служащей матрицей, происходит синтез белка.
Например, в этом вопросе В7: чтобы на ДНК синтезировать РНК (любую), нужно предварительно хотя бы маленький участок двуцепочечной ДНК расщепить на две цепи, с одной из которых и будет считываться РНК (т.е. ответ А идет после Б). В ответах В и Г речь идет о иРНК, синтезированной в ответе А, следовательно, В и Г идет после пары Б и А. Очевидно, что белок синтезируется не в ядре (где находится ДНК), а в цитоплазме, куда еще нужно переместиться из ядра, т.е. очередность В, затем Г. Итого: Б, А, В, Г.
Вопросы части С бывают спорные, иногда трудно угадать, что же именно составители вопросов ждут от абитуриента, какие именно стороны вопроса нужно открыть.
Например:
С3. Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие – к животным? Укажите не менее трёх причин.
Фактически нужно указать, какие признаки Царства растений и Царства животных присутствуют у Эвглены. Способы питания: автотрофный на свету и гетеротрофный в темноте. Подвижны, как животные.
В эталоне ответов смотрим:
-
1) способна к гетеротрофному питанию, как все животные;
-
2) способна к активному движению в поисках пищи, как все животные;
3) содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения.
Но есть еще и другие признаки, например: запасной углевод – парамил (зерна крахмала), как у растений; светочувствительный глазок и сократительная вакуоль сложного строения – как у животных.
Но в критериях проверки указаны именно первые три элемента ответа, и если одного из этих элементов нет, оценку снижают.
Таковы некоторые особенности подготовки к сдаче ЕГЭ.