УДК 34
Валуев В.А.
Институт экологической экспертизы и биоинформационных технологий. Республика Башкортостан, Уфимский район, 450571, д. Юматово, ул. Парковая, д. 36. E-mail: ValuyevVA@mail.ru
// Башкирский орнитологический вестник. 2018. № 27. С. 3-8.
Публикации данных исследований, по крайней мере, зоологических, в настоящее время является делом неблагодарным. Перевод науки на конкурсную основу уже разрушил её, т.к. подавляющее количество конкурсов (опять-таки приводим как пример Республику Башкортостан), «выигрывается» аферистами от науки. Почему слово выигрывается взято в кавычки? Да потому, что соревноваться имеют право только специалисты. А если таковых в организации нет, то и соревноваться некому. Да и такие-то организации, вообще, – как можно допускать к конкурсу? А ведь в последнее время Министерство природных ресурсов Республики Башкортостан (МПР РБ) так и поступает. Практически все конкурсы по изучению животного мира Башкирии выигрывает челябинская ООО «Уральская экологическая компания» из Миасса, состоящая из мужа энтомолога (он же, Чичков Б.М., является директором) и его жены-орнитолога – А.С. Чичковой (Ширпужевой). Вроде бы ничего криминального. Однако. Попробуйте найти сайт этого «ай-яй-яй компании, ой-йо-ё коллектива». Мы найти в интернете его не смогли, кроме регистрационных данных https://clearspending.ru/supplier/inn=7415063868&kpp=741501001 . Но это не помешало МПР РБ доверить им в 2014 г. создание Красной книги РБ, которая подверглась буквально разгромной критике (Валуев, 2015, 2015а,б, 2017, 2017а; Загриев, 2017; Хабибуллин, 2015; Шевченко, Биккинин, 2015). Другие «исследования» этой компании также подверглись отрицательным оценкам (Валуев, 2017, 2017а,б). С этими рецензиями можно познакомиться на сайте «Института экологической экспертизы и биоинформационных технологий» http://ecobioexpert.ru/?page_id=7467. Но это не мешает руководству МПР РБ ежегодно присуждать Чичковым призовые места.
Но, может, мы зря иронизируем, и Чичковы действительно прекрасные специалисты и работают не покладая рук? Это можно легко проверить, посмотрев опубликованные ими работы по их исследованиям в E-library. А там указано, что у Чичкова Б.М. всего 14 статей, из которых к Башкирии относятся только три!! Причём одна из них это та Красная книга РБ, о которой упоминалось выше; другая – о залёте малой белой цапли в Башкирию и третья – статья о нескольких редких видах Башкирии и Челябинской области. И это всё!! Но на это адвокат Чичковых может сказать: «Ну и что! Он директор; в его обязанности входит только финансы распределять!». Тут мы с ним согласны, что же с такого знатока ещё требовать. Может в их компании его супруга является научным лидером? Смотрим. Действительно, у Чичковой А.С. на одну статью о Башкирии больше. Хотя все эти статьи написаны в соавторстве с её мужем. Как же так получилось? Оказывается просто – одна и та же статья отправлена в два разных журнала https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=638244&pubrole=100&show_refs=1&show_option=0. А чтобы публикации отличались, в название одной из них (опубликованной на следующий год) внесли латинское название птицы. Таким образом, на этих двух «исследователей» приходится всего 3 работы по животному миру Башкирии, одна из которых (Красная книга РБ за 2014 г.) не выносит никакой критики (см. рецензии). Здесь уместно привести мнение В.Ф. Хабибуллина (доцента БашГУ): «Как насмешку можно воспринимать упоминание о «многолетнем труде специалистов» ООО «Уральская экологическая компания», результат которого выражен в одной-единственной публикации» (Хабибуллин, 2015).
Удивительно и другое. В МПР должны работать хоть мало-мальски грамотные люди. Они должны, хотя бы уметь выявлять специалистов, которые занимаются изучением животных ресурсов в своей собственной республике. И ведь они их знают, причём всех до единого уже более 20 лет. И здесь встаёт вопрос: почему, МПР РБ не обращается к собственным башкирским учёным, непосредственно занимающимся по 20-30 лет изучением именно состояния животного мира Башкирии, РИНЦ которых исчисляется сотнями и тысячами цитированиями (а не 13, как у А.С. Чичковой)? Которыми написаны сотни научных работ именно по животному миру Башкирии? Которые являются авторами книг, монографий, определителей?
Автор данного сообщения просил ранее у руководителей МПР РБ, чтобы они сообщали о дате когда будут выставлены на конкурс очередные темы исследований; но будучи потрясён ответом, перестал их об этом просить. А ответ был следующим: мол, «мы честные люди и должны работать честно; поэтому сами ищите, когда мы объявляем конкурсы на зоологические темы». Можно было бы склониться перед такой честностью, если бы не жалость к Отчизне, ведь смысл данного ответа, по существу, можно определить только так – пусть деньги улетят на ветер, пусть будет ложная информация, пусть руководство республики (и страны соответственно) будет дезинформировано, пусть народ не узнает правды, пусть погибнет животный мир республики в результате неправильного, на основе полученных данных, управление им, но мы не отступим от буквы закона! Наверняка они имеют в виду именно ту букву, которую нашли среди прочих букв алфавита.
Данный поиск «буквы» напоминает тождественное поведение недобросовестных работников дорожно-патрульной службы (ДПС). Они также нашли «букву», которая указывает на выписывание штрафа за нарушение дорожных правил. Поэтому стоят за километр после знака запрещающего обгон. Но их очи никак не могут узреть «букву», которая указывает на то, что сотрудники ДПС должны (обязаны) предотвращать нарушение правил езды. Иными словами, сотрудники ДПС должны стоять перед знаком (в нашем случае запрещающий обгон) и показывать водителям, что у них есть бинокль, а далее стоит камера слежения. Вот такая приходит в голову аналогия.
Что же касается действий МПР РБ. По сути, сложилась ситуация, которую кратко и метко охарактеризовал В.Ф. Хабибуллин в своём комментарии к «Красной книге под руководством Чичкова Б.М.»: «Иными словами, руководство МПР РБ открыло дверь аферистам от науки, и закрыло её перед учёными республики» (Хабибуллин, 2015).
И вот этим специалистам МПР РБ ежегодно перечисляет сотни тысяч рублей! Здесь два объяснения – или руководство МПР РБ не умеет читать (но это не так), или между руководителями этих двух организаций такая любовь, что даже вероятность попасть в тюрьму за подрыв природных ресурсов (ложную информацию и т.п.) для них не страшна. Вот на какие жертвы идёт руководство МПР РБ лишь бы подержать маленькую семью из Челябинской области…
Но когда мы познакомились более конкретно с трудовой деятельностью этого коллектива https://clearspending.ru/supplier/inn=7415063868&kpp=741501001?contracts_page=2&tab=contracts , то поняли, почему им некогда публиковать свои исследования. Вот, например, 2011 год. За одно только лето этого года они «изучили» состояние животного мира аж трёх областей – Самарской, Омской и Башкирии! Причём в Омской, они кроме животного мира изучили и растительный! И это не всё. Смотрим на даты заключения договоров:15 июля – Башкирия, 28 июля – Омская область, 4 октября – Самарская. Невероятно, но факт, Омское МПР уверено, что растительный мир можно изучить и в августе, а Чичковы с этим согласились; за что и получили 260 тыс. рублей. Вот такие исследования. Башкирские ботаники, узнав об этом, посыпали себе головы пеплом, прося прощение у народа за свою профессиональную непригодность. По сути, они правильно сделали, т.к. даже до сих пор думают, что уже к июлю многие виды растений погибают, и их в августе уже не найти. Вот когда вспомнишь «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
Думаем, что читателям, в том числе и прокуратуре, будет интересен один из подходов МПР РБ к потенциальным конкурсантам. Не так давно руководство этой организации объявило двухлетний конкурс на изучение птиц нескольких районов Башкирии. Так они выставили следующие условия: 1) аванс не выдаётся; 2) оплата за первый год проводится в декабре; 3) если отчёт руководству не понравиться, они имеют право не оплачивать труды подрядчика. Кто же выиграл этот конкурс? Ну, конечно же, Чичковы. Почему-то они не испугались остаться без денег. А вот наш институт не решился. Ниже объясняем почему.
Несколько лет назад мы выиграли конкурс, проводимый МПР РБ, на сумму 70 тыс. рублей. Задание – исследование животного мира нескольких северных районов республики. Время дано 3 или 4 месяца. Нам был дан аванс в сумме 20 тыс. рублей. Через месяц, за подписью зам. министра Щёкиной Е.В. пришло письмо, в котором она предлагает расторгнуть договор, т.к. руководство МПР РБ не удовлетворяет наша работа. Причём сумму аванса предоставляет оставить нам у себя. Весь интерес данной истории заключается в том, что ни с одним сотрудником министерства никто из наших коллег ни о чём и не говорил, и не переписывался. На наши вопросы, на чём основывается их недоверие к нашей работе, ответа так и не последовало. Несмотря на продолжающиеся требования о расторжении договора, мы всё-таки, закончили исследования и сдали отчёт. Но МПР РБ платить отказалось. Пришлось подключать юридический отдел, чтобы с опозданием на 2-3 месяца, за несколько дней до наступления Нового года, МПР РБ всё же выплатило нам оставшуюся сумму. Но когда мы сдали отчёт, появилась хоть одна конкретная причина недоверия к нашим трудам – мол, почему мы не нашли тушканчика, т.к. в начале XX в. кто-то, где-то там его видел. Но что на это ответить? Неужели мы должны были внести в список обнаруженных животных вид, который нами не был зарегистрирован?
Теперь читателю, должно стать понятным, что если за 50 тыс. МПР РБ вело такую нечестную игру, то, что можно ожидать от его руководства, когда речь шла о миллионе рублей (сумма первого этапа)?
Что ещё удивительно… С 2011 г. по 2018 Чичковы провели исследования по 28 контрактам; т.е., в среднем, 3,5 контракта в год!! Вот уж кому надо вручить орден Российского географического общества. Так может зря мы подумали про любовь МПР РБ с этой компанией? Может у этой ООО более высокая любовь? Например, с Москвой? А может с США? Ведь последним-то уж точно «на руку» и науку в России развалить, и чтобы граждане России не знали, что у них с природой творится.
Вот тебе и докопались!!! Всё, прекращаем копать здесь и идём копать заимку, где-нибудь в уральских дебрях. Теперь понятно, почему прокуратура всех этих областей молчит.