Валуев В.А.
Институт экологической экспертизы и биоинформационных технологий
Республика Башкортостан, 450571, Уфимский район, сан. Юматово, ул. Парковая, д. 36. E-mail: ValuyevVA@mail.ru
// Вестник охотоведения. Т. 15, № 1, 2018. С. 33-38.
Резюме
В конце XIX в. П.П. Сушкиным (1897), на основе имеющихся коллекций, было высказано предположение о том, что развитие белых перьев на плечах Aquila heliaca по направлению от запада к востоку имеет тенденцию к сокращению. До сих пор это предположение не было подтверждено. В XXI столетии в Башкирии были проведены 12-летние наблюдения за четырьмя самками могильника, родившимися на территории этой республики. Две птицы были подобраны в 4-5 месячном возрасте в 2004 году, а две другие (в том же возрасте) – в 2009. Орлы первой пары были здоровыми особями, второй – инвалидами (у обоих были сломаны кости левого крыла). Первые две пары орлов прожили 6 лет (особь у которой появились белые перья) и 7 лет (орлица, у которой белые перья на плечах не появились). Орлы второй пары живы и достигли семилетнего возраста.
В результате наблюдений подтвердилось предположение П.П. Сушкина, что уже на территории Урала белые перья на плечевых птерилиях появляются не у всех самок могильника. Доказано, что количество белых перьев не коррелирует с возрастом. Показано, что на травмированных крыльях белый цвет не появляется.
Ключевые слова: могильник, Aquila heliaca, Башкирия, белые перья.
Введение
Зачастую внешний вид птиц может говорить как о возрасте, так и социальном положении птицы (например, черный передник домового воробья Passer domesticus). При инвентаризации фауны какого-либо региона важно знать количество как взрослых особей обоего пола, так и молодых птиц. Для этого необходимо знать диагностические признаки, по которым можно отличать самку от самца во все сезоны года и периоды их жизни. У могильника считается, что с каждым годом у этой птицы появляется по одному белому перу.
Учитывая, что предполагается зависимость в наличии белых плечевых перьев от места обитания орла от западных границ ареала до восточных (Сушкин, 1897), мы решили выяснить как обстоит дело с этим у могильников, проживающих на территории Ю. Урала.
Материалы и методы
Наблюдения велись на протяжении 12 лет, сначала в авиарии зоологического музея Башкирского государственного университета, а затем, после его ликвидации – на базе Института экологической экспертизы и биоинформационных технологий (на одних и тех же особях). Появление белых перьев фиксировалось фото и видеоаппаратурой; данные заносились в дневник. Последние три года могильники жили в вольерах на открытом воздухе.
Первые две особи были совершенно здоровы, у других – сломаны левые крылья.
Описание и анализ результатов
Белые плечевые перья могильника служат основным диагностическим признаком, отличающим этот вид от других орлов. Некоторые советуют различать беркута и могильника, у которого отсутствуют белые плечевые перья, по длине хвоста; но, по нашим данным, это нельзя считать диагностическим признаком (Валуев, 2008).
В фундаментальном труде Г.П. Дементьева (1951) указывается лишь, что: «часть плечевых обычно (не всегда) белые». Наиболее подробно об этих перьях рассказывает П.П. Сушкин (1897). Он сообщает о своём несогласии с Э.А. Эверсманном, который утверждает, что в Оренбургском крае белые перья имеются лишь у самок могильников. У добытой П.П. Сушкиным самки в пятом годовом наряде, на правом плече было 2 белых пера, на левом – 3. Одно перо было сильно обношено; оно, по предположению автора, было прошлогодним (т.е. появилось на четвёртом году жизни. Прим. автора). П.П. Сушкин указывал, что из массы могильников Уфимской губернии он только один раз видел могильника с большими белыми пятнами на плечах, причём это была самка. Относительно самцов этот автор сообщал, что у них он белых перьев не видел; однако оговаривался – что, возможно они были мелкие, и скрывались под другими перьями. Но как бы то ни было, его наблюдения (желал он этого или не желал) подтверждают мнение Э.А. Эверсманна. Относительно белых плечевых перьев могильника П.П. Сушкин (1897) указывал, что в их распространении нет закономерности, и считал это явление проявлением частичного альбинизма.
О том, как появляются белые плечевые перья у могильника в России с возрастом, мы нашли лишь у Р.Ф. Штарева, который с первого года жизни наблюдал самку и двух самцов могильника. Эти птицы родились в Московском зоопарке в 1994 г., причём самка была отправлена в другой зоопарк в 1997 г. (т.е. на третий год жизни), а оба самца – в 1998 г. (на четвёртом году жизни). Других литературных данных мы не нашли, поэтому предлагаем наши наблюдения за башкирскими могильниками, которые содержались в неволе.
В 2004 г. жители принесли нам из Мелеузовского и Ишимбайского районов Башкирии двух слётков – это были голубоглазая и кареглазая самки. Птицы были здоровы, и если бы их не поймали, то они через день-второй уже летали бы с родителями. Т.к. мы не знали, где конкретно искать их родителей, то не решились выпустить их на волю, т.к. птицы могли бы погибнуть от голода. Сначала их нужно было научить охотиться, но условия нам этого не позволяли; поэтому они остались жить у нас. В конце сентября 2008 г. у одного из них на плечах появились белые перья, по одному с каждой стороны. Данный факт подтвердил предположение П.П. Сушкина о том, белые перья у могильника появляются на четвёртом году жизни. Но Р.Ф. Штарев указывает на появление белых плечевых уже на третьем году от рождения птицы. У кареглазой самки на четвёртом году белых перьев не было. К сожалению, голубоглазая орлица не дожила до шести лет, поэтому мы не смогли проследить далее за развитием белых плечевых. Кареглазая самка прожила более семи лет, но белые перья у неё так и не появились.
Рис. 1. У пера ближе к шее птицы белое лишь на одном опахале
(самка могильника 5 лет).
В 2009 г. к нам принесли двух слётков могильников, у каждого из которых были сломаны левые крылья. Эти орлицы были желтоглазые. В 2014 г. (т.е. в возрасте 5 лет) у одного из них на правом плече появилось белое перо, в 2015 г. белых перьев было два. На пере, которое располагалось ближе к шее, белый цвет занимал лишь одно опахало (рис. 1). Р.Ф. Штарев считает, что у могильника последний годовой наряд наступает на восьмом году жизни, а белые пятна на плечевых птерилиях уже на четвёртом году становятся как у взрослых. Следует напомнить, этот автор наблюдал только трёх могильников со дня их рождения – до трёх лет самку, и до четырёх лет – самцов; т.е последовательного наблюдения за птицами в продолжение восьми лет ни за одним могильником не было.
У одной орлицы из Башкирии в середине марта 2016 г., т.е. на седьмом году от рождения, побелело третье перо – находящееся ближе к центру спины; причём белый цвет появился лишь на вершине одной из половины опахала (рис. 2).
Рис. 2. Белый цвет появился на третьем пере.
В начале июня этого же года, третье перо побелело полностью (рис. 3).
Рис. 3. Третье перо побелело полностью; второе скрыто под перьями.
В середине сентября 2016 г. на плечевой птерилии здорового крыла было уже пять полностью белых перьев, а у шестого пера белым было только одно опахало (рис. 4); на левом плече белых перьев так и не было.
Рис. 4. Пять белых перьев и у одного пера белое только одно опахало.
У другой самки могильника и на седьмом году жизни (сентябрь 2016 г.) не было ни одного белого пера (рис. 5).
Рис. 5. Семилетний могильник без белых плечевых перьев.
Заключение
На основании вышеизложенного, можно констатировать:
1) развитие белых перьев у могильников может проходить по несколько перьев в год;
2) не только у взрослых самцов в Южно-Уральском регионе отсутствуют белые плечевые перья, но и у самок, даже на седьмом году от рождения;
3) белый цвет коррелирует с физическим развитием крыла – если крыло травмировано, белый цвет на плечевых перьях этого крыла не появляется.
Литература:
Валуев В.А. Экология птиц Башкортостана. Уфа: Гилем, 2008. 712 с.
Дементьев Г.П. Отряд хищные птицы Accipitres или Falconiformes // Птицы Советского Союза. М. Советская наука, 1951. С. 70-341.
Сушкин П.П. Птицы Уфимской губернии // Материалы к познанию фауны и флоры Росс. имп. отд. зоологии. Вып. 4. М., изд-во «Товарищество И.Н. Кушнерёвъ и К°», 1897. 331 с.