Распространение бобра Castor fiber (L.) в северо-западных районах Башкирии

Валуев В.А. , Загорская В.В. 

E-mail: ValuyevVA@mail.ru

// Бюл. Моск. о-ва испытателей пироды. отд. биол. 2015. Т. 120. Вып. 4. С. 14-17.
     Проведён учет численности и распространения речного бобра в северо-западных районах Республики Башкортостан. Выяснено, что бобры расселились по всему региону и предпочитают бассейн р. Быстрый Танып левобережным притокам р. Белая.
Ключевые слова: бобр, поселения, численность, притоки.
     Научные изыскания по распространению бобра Castor fiber (L.) на территории республики за всю её историю не проводились. Согласно П.А. Положенцеву, Л.А. Васильеву (1977) этот зверь был истреблён в Башкирии к середине XIX столетия. В 1963-1967 гг. бобр был завезен в Белокатайский район северо-восточного региона республики в бассейн р. Уфа (звери были выпущены в бассейне р. Ик правого притока р. Ай, являющейся левым притоком р. Уфа, которая, в свою очередь, под г. Уфой впадает в р. Белая). Две другие партии бобров выпустили в горах Южного Урала – в Гафурийском (левобережная пойма р. Белая) и Архангельском (пойма р. Сим, правобережного притока р. Белая) районах. В 70-х годах XIXв. П.А. Положенцев и Л.А. Васильев (1977) ссылаясь на данные охотинспекции, указывали, что бобры начали расселяться. Бурзянцев А.В. и Едрёнкина Л.А. (1995) в издании «Животный мир Башкортостана» сообщали, что кроме трёх вышеперечисленных районов, бобров выпустили и под Уфой; что к 1995 г. этот вид расселился по территории 21 района (из 54 административных районов республики) и его численность составила 1,7 тысяч особей. Для выяснения численности и распространения бобра в северо-западной части Республики Башкортостан (в бассейнах р. Кама и нижнего течения р. Белая) в 2013 г. Башкирским государственным университетом была организована экспедиция. Задача её – исследование территорий охотничьих угодий общего пользования Бураевского, Дюртюлинского и Калтасинского административных районов Республики Башковитость.
Экспедиции организованы благодаря финансированию Башкирского государственного университета и гранту Министерства природопользования и экологии Республики Башкорто-стан.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
На территории трёх северо-западных районов республики нами проведены исследования пойм 18 рек с впадающими в них ручьями. В Бураевском районе изучались четыре реки (Быст-рый Танып и его притоки: Сибирган, Уйа, Шулия) и пойменные озёра р. Быстрый Танып; в Дюртюлинском районе пять рек (Большая Евбаза, Евбаза, Куваш, Нази, Саламкуш – левобе-режные притоки р. Белая) и пруд в окрестностях д. Куккуяново; в Калтасинском районе 8 рек: Амзя, Гарейка, Исанбайка, Калтаса, Качмаш, Киекбак, Орья – притоки р. Буй (левобережный приток р. Кама) и Тыхтем – левобережный приток р. Быстрый Танып. Всего пройдено 430 км учётных маршрутов; из них 235 км – по руслам рек и 195 км – по ручьям (их притокам).
     Для исследований использовались полевые бинокли 7×50 339 FT/1000YDS; подзорная тру-ба Ultima 80ED – 45°, 80-мм ED-апохромат, с увеличением 20х-60х; карандаши; карты; JPS-навигатор.
     Учеты численности бобра проводились в соответствии с Методическими указаниями по определению численности бобра речного, утвержденными ЦНИЛ Главохоты РСФСР 15.09.1986 г. с третьей декады сентября по 1 ноября 2013 г. Границы поселения семьи определялись по интенсивности поеди. Обнаружив поеди бобра, учетчик отмечал поселение, при-сваивая ему порядковый номер по ходу маршрута, указывал его местонахождение и продолжал обход водоема. Кроме поеди на маршруте отмечались и другие следы его деятельности – выползы, отпечатки лап, плотины. Это помогало установить границы поселения. Берега рек с крутыми ярами осматривались с противоположных сторон с использованием биноклей. Данное действие проводилось по двум причинам: во-первых, это уменьшало шанс пропуска поедей одним учетчиком, во-вторых, позволяло наблюдать за следами жизнедеятельности бобров в тех случаях, когда учетчику (на противоположном берегу) невозможно было рассматривать урез берега из-за крутого яра.
          Обработка собранного материала проводилась путем суммирования числа поселений, умноженных на пересчетный коэффициент (среднее число бобров в одном поселении). Так получали общую численность вида на каждом водоеме. Пересчетный коэффициент брался как 4,5. Экстраполяция не проводилась в связи с полным обследованием всех водоемов Бураевского, Дюртюлинского и Калтасинского районов. Учёты проводили с утра до наступления темноты.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Исследования показали, что практически во всех местообитаниях бобры предпочитают кормиться травянистыми растениями – на территории исследуемых районов это, в основном, листья и стебли различных осок; в меньшей мере употребляются наземные части крапивы дву-домной, таволги вязолистной, окопника лекарственного, рогоза и камыша. Использование в пищу других трав значительно меньше. Употребление в пищу корневой части травяной расти-тельности не отмечено.
     Наблюдения показали совершенную лояльность зверей к человеку. Порой они живут не-посредственно на краю населенных пунктов. Например, одно поселение бобра на р. Уйа между почти объединившимися между собой деревнями Каинлыково и Саитбаево Бураевского района отмечено в 50-70 м от д. Каинлыково и в 100 м от д. Саитбаево. Другая семья бобров на этой же речке живет непосредственно за плотиной пруда; третья – соорудила запруду в 200-300 м от моста. На одном из правобережных притоков р. Киекбак, в окрестностях д. Малокуразово, бобры соорудили запруду в 90 м от обустроенного родника, на который в день приезжают за водой десятки людей. Та же картина наблюдается и на р. Тыхтем в Бураевском районе. В непосредственной близости от деревни бобры устроили норы и занимаются валкой деревьев. На одном из притоков этой речки, в 1-1,5 км от деревни, они устроили запруду в 5 каскадов. Наибольшая ширина плотины составила около 20 м. На одной площадке повалено 6 деревьев диаметром более 20 см и это ни где-нибудь в лесных дебрях, а в пойме ручья, протекающего по открытой местности и имеющего древесную растительность только на территории своей поймы. Многочисленное стадо сельскохозяйственного предприятия, использующее этот водоём как водопой, нисколько не пугает бобров. То же наблюдается и в Дюртюлинском районе. Посреди д. Таймурзино на р. Саламкуш живёт семья бобров; на пруду д. Ивачево, образованного р. Евбаза, также живут эти звери.
 Таким образом, бобры широко пользуются результатами деятельности человека, таки-ми, как искусственные запруды и защитные древесные насаждения. В то же время, бобры сво-ей деятельностью способствуют распространению водоплавающей дичи. Наблюдения показы-вают, что утки предпочитают обитать именно на территории бобровых запруд, а не созданных человеком. Это объясняется тем, что водоёмы, созданные зверями, имеют, в своём большинст-ве, заросшую древесной и кустарниковой растительностью акваторию, что наиболее удовлетворяет условиям пребывания водоплавающей и околоводной дичи. Со временем от «спиленных» стволов отходят побеги, и лес омолаживается, создавая среду, благоприятную для копытных (кормовая база для лосей, укрытие для кабанов), но труднодоступную для человека (пешком и на лодке по таким зарослям передвигаться трудно, т.к. мешают мелководные участки, пеньки и поросль). Этот зверь углубляет и расширяет русла ручьёв, тем самым увеличивая площадь зеркала водоёмов. Поэтому во многих деревнях, где по соседству обитают бобры, начинают разводить гусей и уток (например, в деревнях Назитамак Дюртюлинского района, Кушманаково Бураевского района, Калегино и Кушня Калтасинского района). Кроме того, на открытых местах, где расположены пастбища, бобры помогают в становлении водопоя для скотины. Поэтому местные жители не трогают их.
     В настоящее время бобры расселились практически по всем водоемам на исследуемой территории всех трёх районов, на территории которых проходили исследования – Бураевского, Дюртюлинского и Калтасинского. Наибольшая численность бобра отмечается на территории охотничьих угодий общего пользования Калтасинского района – 561 особь. Реальную оценку численности бобра можно проверить только после контрольных отловов нескольких семей. По крайней мере, можно утверждать, что на этой территории бобра больше, чем в резервных фон-дах двух других районов. Отчасти это объясняется тем, что протяжённость рек и ручьев в Кал-тасинском районе (231 км) превышает таковые других районов – 132 км в Бураевском и 67 км в Дюртюлинском районах.
1

Рис. 1. Средняя плотность населения бобра на водоемах.

     Сопоставление данных по длине водоемов и численности семей бобров показывает разницу в плотности заселения рек и ручьев, позволяя прогнозировать дальнейшее распространение вида при условии стабильности создавшейся ситуации (имеется в виду отсутствие эпидемии и массового отлова или отстрела). Так, в Бураевском районе количество особей бобров на один погонный километр водоема больше, чем на территории охотничьих угодий общего поль-зования Дюртюлинского и Калтасинского районов (рис. 1).
       Однозначного ответа на вопрос «почему наблюдается такая неравная ситуация с рас-пространением зверя?» мы выявить не смогли. Очевидно, для ответа на него потребуются но-вые экспедиции с участием ботаников и отстрел (отлов) бобров на вскрытие, т.к. одной из при-чин может быть величина и состав кормовой базы. Другой причиной может быть гидробиоло-гические характеристики воды и физические параметры местности. Не исключается, что могут иметь место и такие факторы, о которых человек пока не догадывается. В любом случае необ-ходимы комплексные круглогодичные исследования.
На рисунке 2 указано соотношение общей длины водоемов каждой из трёх рассматри-ваемых территорий охотничьих угодий общего пользования, с количеством особей, где видно, что протяженность водных артерий практически не коррелирует с количеством бобров. Пред-положения о том, с чем это связано – с этологией животных, их биологией или обилием кормо-вой базы изложены в конце статьи.
2
Рис. 2. Корреляция длины водоёмов к численности бобра.

     Анализ представленных на рисунках 1 и 2 данных показывает, что на территории охот-ничьих угодий общего пользования критическая ситуация ещё не назрела, т.е. плотность семей бобров ещё не достигла той точки напряжения, когда может вспыхнуть эпидемия (рис. 3).
     На рисунке № 3 видно, что наименее заселены реки и ручьи Дюртюлинского района, а в Бураевском, через два – три года, возможно, наступит ситуация, когда необходимо будет при-нимать меры к регулированию численности, иначе может наступить перенаселение вида и вспыхнуть эпидемия. Неравномерное распространение бобров по районам можно объяснить тем, что в Бураевском районе все реки и ручьи на территории охотничьих угодий общего поль-зования принадлежат бассейну р. Быстрый Танып, чьё месторасположение характеризуется изобилием заболоченных почв. То же можно сказать и о большинстве рек и ручьев (кроме рек Амзя и Орья) на территории охотничьих угодий общего пользования Калтасинского района. В свою очередь, речная сеть территории охотничьих угодий общего пользования Дюртюлинского района принадлежит непосредственно р. Белой.
3

Рис. 3. Количество семей на 1 погонный километр русла водоема.

     И, хотя, р. Быстрый Танып является притоком р. Белая, гидрологический режим этих рек отличается весьма значительно, что и может обуславливать разницу в распространении бобров по исследуемым территориям.
Данные по возрастному составу, численности и распространению бобров на территориях охотничьих угодий общего пользования Бураевского, Дюртюлинского и Калтасинского районов указаны в таблицах.

Таблица 1
Сводная ведомость численности бобров по районам Республики Башкортостан
4

     Судя по таблице № 1 бобры, видимо, предпочитают притоки бассейна р. Быстрый Танып, именно благодаря богатой кормовой базе. Несмотря на более низкую численность бобров в реках Дюртюлинского района, количество сеголеток не так сильно отличается от семей, оби-тающих в бассейне Быстрого Таныпа (табл. 2).

Таблица 2
Процентное соотношение числа бобровых поселений, имеющих сеголеток.
5

     Таким образом, на основе проведенных исследований можно с большой долей вероятности предполагать, что бобр расселился практически по всему северо-западу республики, достигнув рек бассейна р. Кама и его можно не только считать охотничьим видом, но и обязательно открывать на него охоту.

                                                               СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
       Бурзянцев А.В., Едрёнкина Л.А. Класс Млекопитающие, или Звери // Животный мир                Башкортостана. Уфа: Китап, 1995. С. 277-306.
       Методические указания по учету речного бобра на больших территориях. М.: 1986. 20 с.
     Положенцев П.А., Васильев Л.А. Класс млекопитающие // Животный мир Башкирии. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1977. С. 312-338.

SPREAD BEAVER Castor fiber L. (Castoridae Hemprich, 1820) IN the NORTH-WESTERN region of BASHKIRIA
© 2014 V. Valuev, V. Zagorskaya
Bashkir state University
Russia, Republic of Bashkortostan, 450076, , Ufa, Zaki Validi street, 32.
ValuyevVA@mail.ru
The accounting of number and distribution of a river beaver in the northwest regions of the Re-public of Bashkortostan is carried out. It is found out that beavers were settled on all region and prefer the basin of the river Fast Tanyp to left-bank inflows of river White.
Keywords: beaver, settlements, population, inflows.

Валуев Виктор Алексеевич, тел. раб.: 229-96-56 (факс), сот.: 8-917-497-54-83;
450076, г. Уфа, ул. З. Валиди, д. 32.
E-mail: ValuyevVA@mail.ru.
Загорская Валерия Викторовна, тел. раб.: 229-96-56 (факс), сот.: 8-919-611-34-55;
450076, г. Уфа, ул. Коммунистическая, д. 36 кв. 1.
E-mail: Valeria76@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.