Валуев В.А.
Материалы III Международной научно-практической конференции. 12-13 мая 2005 г. Астрахань, издательский дом «Астраханский университет», 2005. С. 80-82.
Рассматривая учебный процесс в университетах, нельзя не отметить, что эти учреждения подменили собой педагогические институты. Студенты физически лишены приобщения к науке. Вместо дисциплин, которые привлекают молодого человека, они изучают множество тех, которые в жизни им никогда не пригодятся. Конечно, можно подискутировать о широком кругозоре. Но насколько далеко должен простираться радиус этого кругозора? Пришедшая в университет молодёжь начинает заниматься действительно интересным делом лишь с 4-го курса – когда получает тему дипломной работы. Три первых года вылетают «в трубу». Что греха таить, мы называем отличником того, кто получил пятёрку на экзамене, а через неделю не помнит, что изучал. Погоня нищих студентов за хорошими оценками, обеспечивающими им хоть какое-то средство к существованию, лишает их знаний, которые они могли бы приобрести по любимой им специальности.
Как тяжело сказывается излишнее внедрение «знаний» на стяжании нужных знаний мы видим по студентам, посещающих Башкирское республиканское орнитологическое общество (БРОО). Набор студентов в БРОО осуществляется с первого курса. Им тотчас даются направления по научной работе – учёт авифауны, питание определённых групп, изучение линьки птиц, содержащихся в виварии музея, и т.п. Результатом работы должна быть статья, которая публикуется в специально издаваемом для этого ежегодном сборнике. Среди них нет «троечников». Все учатся на «4» и «5». Но сколько времени остаётся у них на науку!? Ведь на изучение любимого предмета, который преподаётся им два раза в неделю (в свободное время) по 30-40 минут, у них порой не хватает времени. А ведь именно самостоятельная работа, когда человек видит динамику своих исследований, приводит его к познанию своего места в жизни. Но у молодых энтузиастов не хватает времени изучать то, что им нравится. Их заставляют тратить время на то, что им в жизни никогда не пригодится. Понапрасну тратятся энергия и нервы.
Безусловно, некоторые студенты уходят даже после года посещений занятий в кружках. Но это говорит о том, что этот студент нашёл что-то более интересное для себя. И это прекрасно, ибо человек ищет себя в жизни. Он собственными руками пробует всё, пока не дотронется до того, отчего не оторвёт его даже нищета. Но не секрет и то, что огромное большинство студентов, получив диплом, так ни к чему и «не прилепились». Вот кого нужно отчислять, ибо они занимают чужое место.
Студенты с первого курса должны принимать участие в научных разработках сотрудников университетов, а не только посещать их лекции.
Очень хочется вернуть университетам уважение людей. Но для этого нужно, чтобы из стен этих учреждений выходили настоящие учёные, а не люди, прослушавшие лекции. Чтобы это было осуществимым, предлагаем следующее:
1. При наборе студентов на 1-й курс параллельно зачислять вольнослушателей (без ограничения) как на дневное, так и на заочное обучение.
2. Предоставить студенту и вольнослушателю самим выбирать дисциплины и лекторов, оставив лишь по два обязательных курса на каждом году обучения.
3. Студенты с первого курса должны принимать участие в научных разработках сотрудников университетов, а не только посещать их лекции.
4. Переводить на следующий курс только тех студентов и вольнослушателей, у которых имеются опубликованные работы.
5. Платить стипендии всем студентам без исключения, весь учебный период (не вольнослушателям).
6. При убывании студентов, пополнять их ряды из вольнослушателей, у которых научные работы будут признаны лучшими. Даже если останутся 10 достойных студентов на 100 преподавателей, это несравненно лучше, чем 1000 бездарных студентов (имеется в виду для Отечества).
7. Повысить заработную плату преподавательскому составу не на 20%, а в 3 раза, и не ставить её в зависимость от количества учащихся. Это уменьшит коррумпированность и «тягу за уши» бездарностей.
|
|
Добавить комментарий