Валуев В.А.*, Ильичёв В.Д.**
*Институт экологической экспертизы и биоинформационных технологий. г. Уфа, сан. Юматово, ул. Парковая, д. 36.
**Зав. лаборатории экологии и управления поведением птиц ИПЭЭ им. А.Н. Северцова РАН;
г. Москва, 117071, Ленинский пр., 33.
// Башкирский орнитологический вестник. 2009. № 6. С. 11-12.
В фезеринговой коллекции учебно-научного музея БашГУ копирование перьев на миллиметровую бумагу до 2009 г. производилось путём установления начала очина пера на пересечение осей «X» и «Y», а вершины его стержня – на ось «Y». Затем, путём нанесения булавкой проколов по контурам опахал и границам стержня, создавался контур пера, который впоследствии обводился остро отточенным карандашом. По данной копии, дважды производились промеры пера: один раз считали расстояние от оси «Y» до краёв опахал и ближнего края стержня через каждый сантиметр по оси «Y», начиная от пересечения осей «X» и «Y», т.е. от «0»; другой раз – так же, но уже от вершины пера. Данная методика позволяет определять найденные целые перья, однако она не применима в случаях, когда стоит задача идентифицировать поломанные.
При столкновении летательного аппарата с птицей, последняя может попасть под винт двигателя. В таком случае определение вида по полной макроструктуре пера не всегда представляется возможным, т.к. практически не остаётся целых маховых перьев. Поэтому основные диагностические критерии, такие как максимальная кривизна пера, длина стержня, окружность наружного опахала и прочие выпадают из сферы определительного процесса.
Чтобы решить эту задачу, предлагается ввести ещё одно измерение пера. Оно заключается в измерении перпендикуляров, проведённых от стержня до края каждого опахала. Проводить перпендикуляры, для крупных и средних птиц, рекомендуется через каждый сантиметр, а для мелких – через 3 мм. В данном случае существует возможность, для некоторых семейств, правильно определить вид, т.к. форма вершины пера у некоторых видов довольно специфична.
Добавить комментарий