Валуев В.А.
Сохранение разнообразия животных и охотничье хозяйство России. Материалы научно-практич. конф. М., 2005. С. 262-264.
В предисловии хотелось бы отметить, что в нашем докладе мы опираемся на данные, имеющие место в Башкортостане. К стабильным видам на территории республики относятся лисица и куница, к расширяющемуся виду – бобр. Количество особей остальных видов катастрофически сокращается. При первом, даже мимолётным ознакомлением групп животных, чья численность снижается, можно увидеть, что общей причины обуславливающей их вымирание нет. Например, совы, боровая и луговая дичь, водные и околоводные виды, а также птицы антропогенных ландшафтов (серая ворона, сизый голубь, домовой и полевой воробьи, галка). Отсутствием кормовой базы падение численности этих групп не объяснить, так как у всех она разная. Охотничий пресс также не в счёт, ему мало подвержена луговая дичь и совсем не страдают от него сизые голуби и воробьи. Если причиной исчезновения сов, дневных хищных птиц, колонка, горностая, хорька и ласки считать отсутствие грызунов, то как объяснить, что куница и лисица находят себе корм (ведь численность их стабильна), а грызуны – их основная пища?
Мы считаем, что одну из причин деградации видов следует искать в условиях их местообитаний и в способности этих животных сохранять своё потомство при существующем положении дел. Так, для сохранения поголовья водоплавающей дичи и куликов необходимо брать под охрану не только озёра с большим зеркалом воды, но и маленькие озерца. Именно на последние в репродукционный период приходится наибольшая нагрузка в прокорме этих групп. Насколько она существенна, можно считать по тому, как мелкое озерцо площадью около 8 соток, питающееся родником, кормит всю зиму стайку из 70-ти крякв. Уничтожение «больных» деревьев приводит к исчезновению естественных гнездовий для дуплогнёздников (как птиц, так и млекопитающих), уменьшается количество насекомых дендрофагов (основной пищи насекомоядных птиц). Увеличение индивидуальных и садовых участков приводит к росту численности кошек и собак. Редок дом, где нет кошки, а в иных – по нескольку этих хищников. К тому же горожане, которым надоели их «младшие братья» вывозят их из города и подбрасывают в деревни. Рогатый скот пасётся не только на отведённых выпасах, но и в лесу. Скотина вытаптывает вокруг озёр всю землю, заходя в прибрежную растительность и уничтожая её. В Башкортостане практически нет озера, вблизи которого не находилось бы поселение человека или карды крупного рогатого скота. Поэтому остаётся удивляться, как ещё выживают некоторые птицы. Мелкие куньи также уничтожаются собаками и кошками. Стабильная численность куницы и лисицы держится на том, что кошка с куницей не справится, а от собаки куница спрячется на дереве; лисица же сама может постоять за себя.
Мы, конечно, отдаём себе отчёт, что это не самые важные факторы количественной депрессии видов. Но всё-таки и они довольно сильно подрывают видовое равновесие в природе. Поэтому мы предлагаем следующие меры по сохранению разнообразия, численности и количества видов.
1. Взять под охрану мелкие озерки и болотца. Полностью оградить их, на расстоянии до 100 м от берега, от посещения скотом.
2. На крупных водоёмах оградить плёсы и прибрежные заросли. Желательно, чтобы у скота был постоянный водопой, и он не бродил бы по берегам.
3. Сотрудникам охотничьего хозяйства поручить налагать взыскания на организации и частных лиц, выпускающих скот с подворья без присмотра.
4. Рекомендовать лесодобывающим организациям оставлять до 10 % перестойной древесины на корню. Взять под охрану дуплистые деревья.
5. Ходатайствовать перед правительством об отмене тушения «белых пожаров» (имеется в виду бабочек) ядохимикатами. Ибо после одного такого «тушения», невозможно восстановить биоразнообразие в течение нескольких десятков лет. Сэкономленные на этом деньги направить в организации, обучающие энтомологов и разрабатывающих биологические средства воздействия.
6. Ходатайствовать перед правительством о введении налогов на содержание кошек и собак, дабы препятствовать бесконтрольному разведению этих хищников. По нашим данным, в деревнях и посёлках 90 % всех гнёзд воробьиных птиц разоряются кошками. А из тех птенцов, которые успешно вывелись, всего лишь несколько процентов поднимаются на крыло. Собранные средства аккумулировать на специальном счёту, с которого можно будет субсидировать восстановительные работы по биоразнообразию в регионах и ликвидацию бродячих кошек и собак.
7. Запретить, хотя бы на несколько лет отстрел волков, так как они являются регуляторами вспышки численности кошек и собак в природе. Не успев предложить этот пункт, мы уже слышим возражения оппонентов, мол, эти звери съедят всех копытных. Но на эту тему можно подискутировать после их ответа на вопрос – что мешало волкам съесть тех же копытных на протяжении сотен тысяч лет?
|
|
Добавить комментарий