К динамике орнитофауны поймы широтного течения р. Белая (Бурзянский район Башкирии)

Валуев В.А.

Русский орнитологический журнал 2014. Том 23. Экспресс-выпуск 993: 1291-1295.

Бурзянский район находится в глубине гор Южного Урала. На его территории находятся два заповедника – Башкирский государственный и Шульган-Таш, через которые протекает самая большая в Башкирии река Белая. На выходе из гор её перекрыли; начали строить Юмагузинское водохранилище, которое в 2004 г. стало заполняться. Подпор его простирается вглубь гор на несколько десятков километров (в зависимости от сезона и гидрометеорологических условий). В данной работе указан результат анализа информации, полученной до постройки данного водохранилища и сравнение его с данными первой половины XX столетия. Учёт численности и видового состава авифауны проводились нами в Бурзянском районе с 20 июля по 10 августа 2000-2002 гг.

Бальная оценка обилия, кроме хищных птиц, дана по А.П. Кузякину (1962), по хищным птицам – по В.А. Валуеву (2007). Учёты проводились по методике Ю.С. Равкина (1967). При обработке данных применили понижающий коэффициент (Валуев, 2004, 2006а, 2012).

За полевые исследования, проведённые за всё указанное выше время, было зарегистрировано 89 видов птиц, относящихся к 12 отрядам (табл. 1).

Таблица 1

Видовой состав птиц по отрядам
№ п/п              Отряды                                                Количество видов

1                     Гусеобразные         Anseriformes                       3

2                     Соколообразные      Falconiformes                   11

3                     Курообразные          Galliformes                        1

4                     Ржанкообразные      Charadriiformes                  3

5                     Голубеобразные       Columbiformes                   3

6                     Кукушкообразные     Cuculiformes                      1

7                     Совообразные          Strigiformes                       3

8                     Козодоеобразные     Caprimulgiformes                1

9                     Стрижеобразные      Apodiformes                       1

10                   Ракшеобразные        Coraciiformes                     1

11                   Дятлообразные        Piciformes                          5

12                   Воробьинообразные Passeriformes                    55

Следует отметить, что отряд Гусеобразные был представлен кряквой Anas platyrhynchos (1,6 особей/км²), чирком-трескунком A. querquedula (0,4) и большим крохалем Mergus merganser (1,0). Это интересно тем, что С.В. Кириков (1952) утверждал, что в нагорно-лесных ландшафтах в первой половине XX в. чирок-свистунок A. crecca был многочисленным видом и встречался не только на каждой речке, но и «на каждом более или менее крупном ручье»; в то время как чирок-трескунок им в этих ландшафтах не встречался. Таким образом, буквально за 50-60 лет чирок-свистунок с гнездования исчез и его заменил чирок-трескунок. Не менее интересно и то, что этот автор утверждал, что кряква на р. Белой уступала в численности только свиязи A. penelope; а за 3 года наших работ свиязь не регистрировалась. В первой половине XX в. С.В. Кириковым на гнездовании в рассматриваемом нами участке р. Белой отмечены серая утка A. strepera, шилохвость A. acuta, красноголовый нырок Aythya ferina и гоголь Bucephala clangula. На основании приведённых данных можно заключить о серьёзных изменениях, происшедших за последние десятилетия в экологии реки.

В первой половине XX в. на рассматриваемой территории С.В. Кириковым было зарегистрировано 13 видов хищных птиц (скопа Pandion haliaetus, обыкновенный осоед Pernis apivorus, чёрный коршун Milvus migrans, болотный лунь Circus aeruginosus, тетеревятник Accipiter gentilis, перепелятник A. nisus, канюк Buteo buteo, могильник Aquila heliaca, беркут A. chrysaetos, сапсан Falco peregrinus, чеглок F. subbuteo, кобчик F. vespertinus и обыкновенная пустельга F. tinnunculus), нами – 12.

Не встреченные нами, но зарегистрированные на гнездовании С.В. Кириковым и в 1982 г. Н.М. Лоскутовой (1983) виды – беркут и болотный лунь; не встреченный С.В. Кириковым вид, а зарегистрированный нами, – большой подорлик Aquila clanga (Валуев В., Валуев К., 2001). Кроме того С.В. Кириков охарактеризовал кобчика как редкий пролётный вид; а мы наблюдали гнездящуюся пару. Самым многочисленным видом из дневных хищных птиц С.В. Кириков считал канюка и обыкновенную пустельгу. Нами они также отмечены как многочисленные виды (1,3 и 1,5 особи/км²). Многочисленным видом являлся в начале XXI в. и чёрный коршун (Валуев, 2002), его обилие составляло 1,2 особи/км². Интересно, что в нагорно-лесных ландшафтах С.В. Кириков считал эту птицу редким видом. Следует отметить, что С.В. Кириков ссылаясь на показания других авторов на гнездование в Башкирии двух подвидов чёрного коршуна, не указывает этого для территории своих исследований. Нами замечены здесь оба подвида Milvus korschun korschun Gmel. и M.k. lineatus Gray; но второй встречался значительно реже (Валуев, 2004а).

Следует отметить значительное падение в начале XX в. численности скопы. На 150 км участке широтного течения Белой она встретилась нам лишь один раз, в то время как С.В. Кириков указывал, что этот вид встречается часто.

Из чаек и крачек С.В. Кириков наблюдал в нагорно-лесных ландшафтах только озёрную чайку Larus ridibundus, причём, только на пролёте. Нами ни один из представителей подсемейства Чайки не встречен (Валуев, 2006б). Из куликов нами отмечено лишь три вида – черныш Tringa ochropus, перевозчик Actitis hypoleucos и белохвостый песочник Calidris temminckii. С.В. Кириков регистрировал 12 видов куликов. К сожалению, из его очерков не всегда понятно, в каких именно местах он их встречал, т.к. нагорно-лесные ландшафты могут относиться и к другим местам Ю. Урала; а в не пределах рассматриваемой территории и нам встречались, соответственно, другие виды. Конкретно, о гнездовании на р. Белой указан им малый зуёк. Нам этот вид на протяжении 150 км (до выхода из гор) не встречен, хотя галечниковые отмели никуда не делись. Указывая на весь отрезок реки и за пределами изучаемой территории, хотим показать действительно полное исчезновение данного вида на широтном участке реки. Следует отметить, что этот вид вообще нам в горах не встречался (Валуев, 2005; 2006), в то время как С.В. Кириков прямо сообщает о гнездовании малого зуйка, кроме р. Белой, ещё на трёх средних реках, не считая его указания «и др.».

Не меняется со временем количество зимородка Alcedo atthis. Как и 50 лет назад, до сих пор на исследуемом участке гнездятся лишь несколько пар. Что касается птиц отряда Дятлообразные, то мы встретили все виды, которые указывал С.В. Кириков.

Из птиц отряда Воробьинообразные 18 вида (32%) в начале XXI в. являлись многочисленными, из них доминантом являлся лесной конёк (56,3 особи/км²). Обилие деревенской ласточки Hirundo rustica, серой мухоловки Muscicapa striata и ополовника Aegithalos caudatus находилось в пределах от 41 до 43 особей/км². Здесь следует отметить, что деревенская ласточка регистрировалась только в населённых пунктах, расположенных на берегах реки; причём обилие береговой ласточки Riparia riparia было на два порядка меньше (0,2); городская ласточка Delichon urbica встречена лишь дважды – несколько особей носились над водой вместе с деревенскими ласточками в окрестностях деревень Кутаново и Максютово (Валуев, 2006в). Отношение численности среди этих видов на протяжений последних десятилетий не изменилось. Так, С.В. Кириков указывает, что береговая ласточка очень редка и ему известна лишь одна колония на всей территории нагорно-лесных ландшафтов; а городская ласточка встречается реже деревенской.

Субдоминантами в начале нынешнего столетия являлись зяблик Fringilla coelebs (36,9), обыкновенная горихвостка Phoenicurus phoenicurus (35,5), белая трясогузка Motacilla alba (33,3), щегол Carduelis carduelis (32,2), большая синица Parus major (31,4), лазоревка P. caeruleus (29,8), рябинник Turdus pilaris (27,9) и чечевица Carpodacus erythrinus (26,8). Их обилие почти в 2 раза отличается по величине от других многочисленных видов.

К изложенному выше следует также добавить, что крапивник Troglodytes troglodytes в пределах района работ С.В. Кириковым не встречен; нами зарегистрирован 13 августа 2000 г. в окрестностях Каповой пещеры и 2 августа 2001 г. в 15 км ниже по течению р. Белой от д. Максютово (Валуев, 2009).

Таким образом, можно говорить о конкретных изменениях в орнитофауне поймы р. Белой за прошедшие 50 лет. Исчезли с гнездования свиязь, серая утка, чирок-свистунок, красноголовый нырок, малый зуёк. Влиянием какого-либо одного фактора это не объяснить. Вряд ли корректно утверждать, что в этом виноваты охотники, т.к. сомнительно, чтобы они отстреливали только чирков-свистунков и малых зуйков, а не трогали чирков-трескунков и перевозчиков.

Что касается вспышек глистных инвазий, в результате которых количество паразитов достигает до тысячи экземпляров в одной птице (Валуев, 2010) и, соответственно, вызывает гибель последней, то это тоже маловероятно, т.к. слишком велик регион, на территории которого критически снизился видовой состав авифауны. Негативное влияние человека тоже можно поставить под сомнение. Уже доказано, по крайней мере, для Башкирии, 75% птиц отряда Ржанкообразные тяготеют именно к местам с интенсивной антропогенной деятельностью (Валуев, 2008, 2009а). Единственное, что можно рассматривать как лимитирующее действие на авифауну рассматриваемой территории – слив сточных вод и стирка на реке белья в районном центре Бурзянского района – пос. Старосубхангулово. Проведёнными нами исследованиями было уже показано, что 0,01% зубной пасты негативно действует на аквариумных улиток. Вполне вероятно, что моющие средства, попадая из выгребных ям населения лежащих по берегам рек деревень, и есть тот фактор, из-за которого снижается обилие птиц. Но т.к. численность некоторых видов остаётся прежней, а некоторых, например, чёрного коршуна. наоборот, возрастает, то и это предположение не является основополагающим.

Литература:

Валуев В.А. Распространение хищных птиц на участке широтного течения реки Белой // Биоразнообразие и биоресурсы Урала и сопредельных территорий: Материалы II международной конференции. Оренбург, изд-во ОГПУ, 2002. С. 151-153.

Валуев В.А. Экстраполяционный коэффициент как дополнение к учёту численности по методике Ю.С. Равкина (1967) для территорий со значительной ландшафтной дифференциацией. Вестник охотоведения. 1 (3). 2004. С. 291-293.

Валуев В.А. Обзор отряда Соколообразные Башкортостана // Вестник Башкирского университета. № 4. Уфа, 2004а. С. 34-42.

Валуев В.А. Кулики (Limicoli) Башкортостана // Вестник Башкирского университета. № 2. Уфа, 2005. С. 48-55.

Валуев В.А. Эколого-фаунистическая характеристика куликов Башкортостана и проблема их охраны. Диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Уфа, 2006. 183 с.

Валуев В.А. О необходимости использования экстраполяционного (или понижающего) коэффициента. Проблемы Красных книг регионов России. Материалы межрегион. науч.-практ. конф. 30 ноября – 1 декабря 2006 г. Пермь, Пермский ун-т. 2006а. С. 234-236.

Валуев В.А. К семейству Чайковые (Laridae) Башкортостана // Зоологический журнал. № 7. М., 2006б. С. 865-870.

Валуев В.А. К семействам Ласточковые, Жаворонковые, Трясогузковые и Сорокопутовые Башкортостана // Вестник Башкирского университета. Уфа, 2006. № 1. С. 48-54.

Валуев В.А. Подход к оценке обилия хищных птиц // Сохранение разнообразия животных и охотничье хозяйство России. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. М., МСХА им. К.А. Тимирязева, 2007. С. 350-351.

Валуев В.А. Экология птиц Башкортостана. Уфа: Гилем. 2008. 712 с.

Валуев В.А. Птицы семейств Oriolidae, Sturnidae, Corvidae, Bombycillidae, Cinclidae, Troglodytidae и Prunellidae, обитающие на территории Башкортостана // Вестник Башкирского университета. Том 14. № 1. Уфа, 2009. С. 76-79.

Валуев В.А. Роль антропогенного влияния на птиц отряда Ржанкообразные в Башкортостане // Бюл. МОИП. Отд. биол. Т. 114, вып. 3, приложение 1, ч. 1. 2009а. С. 137-139.

Валуев В.А. Гельминты диких птиц Башкортостана // Паразитология. Т. 44. Вып. 5 (сентябрь-октябрь). С-Пб, Наука, 2010. С. 419-427.

Валуев В.А. «За» и «против» «понижающего» коэффициента. – Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития. 2012». Одесса: КУПРИЕНКО. Цит. 312-103. 31 (3), 2012. С. 36-43.

Валуев В.А., Валуев К.В. Новые наблюдения редких птиц в Башкирии // Итоги биологических исследований. Вып. 6. 2000 г.: Сборник научных трудов // Изд-е Башкирск. ун-та. Уфа, 2001. С. 161-163.

Кириков С.В. Птицы и млекопитающие в условиях ландшафтов южной оконечности Урала. М., 1952. 412 с.

Кузякин А.П. Зоогеография СССР // Учён. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Н. К. Крупской, т. 109, 1962. С. 3 – 182.

Лоскутова Н.М. Современное состояние редких видов птиц Башкирского заповедника // Практическое использование и охрана птиц Южно-Уральского региона. М., 1983. С. 63-66.

Равкин Ю.С. (1967): К методике учёта птиц в лесных ландшафтах. – Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск: Наука. 66-75.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.