Динамика боровой дичи в Предуралье и горах Башкирии по сезонам

В.А. Валуев, В.В. Дурягина

E-mail: ValuyevVA@bsu.bashedu.ru

// Вестник охотоведения. Том 9, № 1. Январь – Июнь 2012. С. 25-28.

Рассмотрена динамика пяти видов боровой дичи (Perdix perdix, Coturnix coturnix, Tetrao urogallus, Lyrurus tetrix, Tetrastes bonasia) на протяжении весны, лета и осени в двух регионах Башкортостана – Предуралье и горной области. Показано, что обилие этих видов значительно падает к осеннему периоду.

Ключевые слова: обилие, весна, лето, осень, серая куропатка, перепел, глухарь, тетерев, рябчик.

ВВЕДЕНИЕ.

     На протяжении последних двух столетий, когда происходило изучение фаунистического состава птиц на территории современного Башкортостана, распределению видов по сезонам внимания уделялось мало. Известно лишь несколько работ, в которых рассматривалась динамика обилия видов по сезонам. В конце XIX столетия этому вопросу по отдельным видам уделил П.П. Сушкин (1891). В первой половине XX в. характер пребывания видов, относящихся к боровой дичи, от Башкирского заповедника до хребта Шайтан-тау подробно рассматривал С.В. Кириков (1952). Отдельные данные по некоторым видам привели в своей книге В.Д. Ильичёв и В.Е. Фомин (1988). С 2006 г. распространение орнитофауны Зианчуринского района Башкирии по сезонам изучала П.Г. Полежанкина (2007). Краткие обзоры в целом по регионам республики и по отдельным отрядам проделаны нами (Валуев, 2006, 2007, 2008, 2009, 2009а).

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

 

    В настоящее время наиболее полные сведения о перемещении видов, относящихся к боровой дичи, по сезонам имеются лишь для территории горной области Южного Урала – от границы Башкортостана с Оренбургской областью до 53°20´ с.ш. Остальная территория республики в этом плане не изучалась. Отрывочные данные учётов сотрудников охотничьих хозяйств не могли дать полной картины в целом по нескольким причинам:

     во-первых, учёты проводились на весьма ограниченных площадях;

    во-вторых, из-за постоянной нехватки ГСМ и маленькой зарплаты, егеря и охотоведы основную часть времени до сих пор уделяют вопросам собственного выживания, а не качеству учётов – в одних случаях количество видов ими специально завышается, в других – занижается;

    в-третьих, иногда все промысловые виды стягиваются в охотничьи хозяйства (в которых их подкармливают и не стреляют), оставляя пустыми огромные пространства вне этих угодий. Как пример можно привести охотничье хозяйство «Рада», в котором не открывали охоту в течение 3 лет, в результате чего вне этого хозяйства, во всём Давлекановском районе Башкирии, нет промысловых животных, на кого можно было бы поохотиться. Противоположная картина наблюдается на тех территориях, где природные условия не позволяют широко использовать технику.

     Такие «белые пятна» не могут не вносить существенные коррективы в анализ отчётов егерской службы. Поэтому, чтобы изучить реальное положение дел по состоянию обилия охотничьих видов, было решено провести обширные исследования, руководствуясь случайной выборкой территорий по каждому району республики.

 

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

    Учёты проводились по методике Ю.С. Равкина (1967). Утром, в летнее время и поздней весной, учёты начинались в 5-00 и заканчивались в 11-00 – 12-00. Ранней весной и поздней осенью утренние учёты начинались с рассветом и продолжались до обеда. Вечерние учёты начинались в летнее время с 18-00 и заканчивались в 21-30 – 22-00. Ранней весной и поздней осенью вечерние учёты начинались в 17-00 – 17-30 и заканчивались с наступлением сумерек. Для исследований использовались полевые бинокли 7×50 339 FT/1000YDS; подзорная труба Ultima 80ED – 45°, 80-мм ED-апохромат, с увеличением 20х-60х; карандаши; карты; JPS-навигатор. По каждому району пройдено не менее 40 км. Если птицу встречали на автомобильном маршруте, на территории, где проводились учёты, то вносили её в учёт как встретившуюся на обратном пути. Летящих тетеревов и глухарей считали как сидящих.

    Исследования, проводившиеся на Уфимском плато, мы отнесли к учётам, проводившимся в горной области Башкирии, руководствуясь тем, что, во-первых, в своём большинстве, эта территория покрыта хвойными лесами, присущими горам Южного Урала; во-вторых, высота гор здесь достигает 400-500 м над уровнем моря, что соответствует средней высоте гор Среднего Урала и ненамного отличается от большей части Южного Урала.

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

     Чтобы получить представление о динамике обилия боровой дичи по сезонам в Предуралье и горной области Башкортостана за время, характеризующееся спадом деятельности сельского хозяйства (в республике оно отмечено понижением численности скота и домашней птицы, меньшим употреблением пестицидов, зарастанием дикими травами и лесом пашен), пришлось усреднить данные по годам первого десятилетия XXI в.

 

%d1%80%d0%b8%d1%81-1-%d0%ba%d1%83%d1%80%d0%be%d0%bf-%d0%b3%d0%bb%d1%83%d1%85-%d1%82%d0%b5%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b2-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%83%d1%80%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%b5

Рис. 1. Динамика обилия серой куропатки, глухаря и тетерева в Предуралье

в весенне-осенний период

 

     Так как весеннее и летнее обилие перепела и рябчика образовало пики, намного превышающие таковые значения остальных видов, то для того, чтобы читателю разобраться в их динамике, пришлось составить две отдельных диаграммы (рис. 1 и рис. 2); иначе графики обилия глухаря, серой куропатки, тетерева и рябчика, особенно в летне-осенний период, в нижней части диаграммы слились бы в сплошную линию.

 

%d1%80%d0%b8%d1%81-2-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bf%d0%bb-%d1%80%d1%8f%d0%b1%d1%87%d0%b8%d0%ba-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%83%d1%80%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%b5

 Рис. 2. Динамика обилия перепела и рябчика
в Предуралье в весенне-осенний период

     Анализ динамики обилия боровой дичи в Предуралье показал, что она довольно схожа у глухаря и серой куропатки. Обилие тетерева приближается в весенний период к таковому у этих двух видов. Но сокращение его в летний период происходит постепенно и отличается от обилия серой куропатки и глухаря довольно отчётливо (рис. 1). Весной обилие этих видов и рябчика (рис. 2) намного больше, чем в летний и осенний периоды. Осенью обилие всех перечисленных видов составляет менее чем 0,01 особь/км². Перепел держится среди них особняком (рис. 2) – его обилие весной и осенью составляет 0,2 и 0,4 особи/км², а летом возрастает до 1,6 особи/км².

     В горах серая куропатка не обнаружена, поэтому на рис. 3 представлено обилие лишь 4 видов.

 

%d1%80%d0%b8%d1%81-3-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bf%d0%b5%d0%bb-%d0%b8-%d0%bf%d1%80-%d0%b3%d0%be%d1%80%d1%8b

Рис. 3. Динамика обилия перепела, глухаря, тетерева и рябчика в горах

в весенне-осенний период

     Динамика обилия глухаря в горах республики такая же, как и в Предуралье, однако, по численности разница существенная – в 50 и более раз. Перепел весной регистрируется очень редко, или он в это время в горах не поёт, или основная его масса прилетает в эти места лишь в начале июня. Следует отметить, что в летний период его обилие достаточно высокое – почти в 3 раза превышает таковое в Предуралье и составляет 4,2 особи/км². Динамика обилия рябчика и тетерева схожа, отличаясь лишь тем, что в летнее время численность тетерева в 1,5 раза превышает численность рябчика.

     Следует обратить внимание на то, что у всех видов, хоть и в разной степени, наблюдается снижение обилия в осенний период, по сравнению с летним, так же как и в Предуралье республики.

 

ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

 

     Динамика обилия перепела как в Предуралье, так и в горах показывает на успешную репродуктивность вида. Падение численности перепела к осени объясняется естественной причиной – отлётом на зимовку.

     Значительное снижение обилия другой боровой дичи на территории Предуралья Башкортостана указывает на приток особей в зимнее время с прилегающих территорий. Возрастание обилия тетерева и рябчика в горах в летний период, по сравнению с весенним, показывает на успешное воспроизведение их на этой территории. Сокращение их численности осенью в горах и увеличение обилия в Предуралье весной, можно было бы объяснить кочёвками, которые предпринимают птицы в поисках корма – тетерев на культурные посевы, рябчик – в поймы рек.

     Особняком стоит глухарь. Его обилие, неуклонно снижающееся с весны до осени в обоих регионах (Предуралье и горах) указывает на то, что популяция постоянно пополняется из прилегающих к Башкирии территорий. Иными словами, популяция глухаря так подорвана, что он не может восстановить её путём самовоспроизводства.

 

ЛИТЕРАТУРА

Валуев В.А. К семейству чайковых (Laridae) Башкортостана // Зоологический журнал. 2006. № 7. С. 865-870.

Валуев В.А. Сезонные перемещения обычных и многочисленных видов орнитофауны Предуралья Башкортостана в весенне-осенний период // Вестник Оренбургского университета. Специальный выпуск. Оренбург, 2007. Вып. 75. С. 56-61.

Валуев В.А. Экология птиц Башкортостана (1811-2008). Уфа, Гилем, 2008. 712 с.

Валуев В.А. Птицы семейств Oriolidae, Sturnidae, Corvidae, Bombycillidae, Cinclidae, Troglodytidae и Prunellidae, обитающие на территории Башкортостана // Вестник Башкирского университета. 2009. Том 14. № 1. С. 76-79.

Валуев В.А. К экологическим основам охраны птиц // Вестник Оренбургского университета. № 6, июнь, 2009а. С. 89-92.

Валуев В.А., Полежанкина П.Г. Анализ антропогенного влияния на боровую дичь в Башкортостане // «Состояние среды обитания и фауна охотничьих животных России». Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Состояние среды обитания и фауна охотничьих животных России», Москва 17-18 февраля 2011 г. М., 2011. С. 66-71.

Ильичёв В.Д., Фомин В.Е. Орнитофауна и изменение среды (на примере Южно-Уральского региона). М., Наука, 1988. 247 с.

Кириков С.В. Птицы и млекопитающие в условиях ландшафтов южной оконечности Урала. М., 1952. 412 с.

Полежанкина П.Г. Весенне-летняя орнитофауна Зианчуринского района Республики Башкортостан и её пространственно-временные изменения // Вестник Оренбургского университета. Специальный выпуск. Оренбург, 2007. Вып. 75. С. 273-276.

Сушкин П.П. Птицы Уфимской губернии // Материалы к познанию фауны и флоры Рос. имп. отд. зоол. Вып. 4. 1897. 331 с.

 

DYNAMICS OF PINEWOOD FOUL IN THE URALS AND THE MOUNTAINS WITH THE SEASONS BASHKIROV

V.A. Valuev, V.V. Duryaginа

Educational Science Museum of Bashkir State University. Ufa, 450074 ul. Validi Zaki, 32. ValuyevVA@bsu.bashedu.ru

     The dynamics of five species of upland game (Perdix perdix, Coturnix coturnix, Tetrao urogallus, Lyrurus tetrix, Tetrastes bonasia) during spring, summer and fall in two regions of Bashkortostan – Ural region and the mountainous area. It is shown that the abundance of these species is greatly reduced for the autumn period.

     Key words: abundance, spring, summer, autumn, partridge, quail, grouse, black grouse, hazel grouse.

REFERENCES

Valuev V.A. The family gulls (Laridae) RB // Zool. 2006. Number 7. S. 865-870.

Valuev. V.A. Normal seasonal movement and numerous species of avifauna of Bashkortostan in the Urals spring and autumn // Herald of Orenburg university. Special Issue. Orenburg, 2007. No. 75. S. 56-61.

Valuev V.A. Ecology of birds of Bashkortostan (1811-2008). Ufa, Gil, 2008. With 712.

Valuev V.A. Bird families Oriolidae, Sturnidae, Corvidae, Bombycillidae, Cinclidae, Troglodytidae and Prunellidae, living on the territory of Bashkortostan / / Bulletin of the Bashkir University. 2009. Volume 14. Number 1. S. 76-79.

Valuev V.A. For the basics of environmental protection of birds // Herald of Orenburg University. Number 6, June, 2009a. S. 89-92.

Valuev V.A., Polezhankina P.G. An analysis of anthropogenic impacts on upland game in Bashkortostan // “Status of habitat and fauna of game animals of Russia.” Proceedings of V All-Russian scientific-practical conference “The State of the environment and fauna of game animals of Russia”, Moscow, 17-18 February 2011, Moscow, 2011. S. 66-71.

Il’ichev V.D., VE Fomin Avifauna and environmental changes (for example, the South Urals). Pergamon Press, 1988. 247.

Kirikov S. Birds and mammals in landscapes southern tip of the Urals. M., 1952. 412.

Polezhankina P.G. Spring and summer avifauna Zianchurinskogo district of Bashkortostan and its spatial and temporal changes // Herald of Orenburg University. Special Issue. Orenburg, 2007. No. 75. S. 273-276.

Sushkin P.P. Birds of Ufa province / / Materials to the knowledge of the fauna and flora of Russia. imp. Dep. Zool. No. 4. 1897. 331.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.