Состав и эпидемиологический потенциал кровососущих комаров (Diptera, Culicidae) Республики Башкортостан

 

Книсс В.А.
Институт экологической экспертизы и биоинформационных технологий
E-mail: knissva@yahoo.com

Материалы по флоре и фауне Республики Башкортостан:сборник статей. Вып. VI. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С.51-56.

В последние несколько лет наблюдается рост числа заболеваний, переносимых кровососущими двукрылыми и, том числе, комарами (Diptera, Culicidae) на территории СНГ и России (Николаева, 2007). Анализ соответствующих данных позволяет сделать вывод о существенных изменениях видового состава и численности кулицид в современных ландшафтах, что, в свою очередь, объясняется влиянием деятельности человека на среду.
Результаты специальных исследований, приведённые в ряде работ, свидетельствуют о том, что комары родов Aedes, Ochlerotatus и Anopheles принимают участие в трансмиссии клещевого весенне-летнего энцефалита и групп ряда арбовирусных инфекций. К примеру, в природных очагах туляремии малярийный комар, наряду с другими кровососущими членистоногими, является потенциальным переносчиком возбудителей этого заболевания (Некрасова, Вигоров, 2006).
Под воздействием хозяйственной деятельности человека возникают дополнительные места выплода комаров, разнообразие которых может быть в 2 раза выше, чем в естественных условиях (Волкова, 2006). В частности, проведённая специалистами оценка вклада населения г. Екатеринбурга в создание дополнительных местообитаний для развития личинок Culex pipiens показала, что число затопленных подвалов жилых зданий, а также искусственных контейнеров с водой для полива с/х растений в зоне пригородного коллективного садоводства, в масштабах области превышает 1 млн. Результаты сравнения пространственных группировок личинок этого вида за 17-18 лет показали значительную экологическую пластичность и определенные микроэволюционные сдвиги в приспособлении этих видов. А специальные цитогенетические исследования личинок малярийного комара Anopheles messeae Fall. на территории Екатеринбурга и его пригорода показали, что даже в сильно загрязненных тяжелыми металлами и коммунальными стоками водоемах высокий уровень их обилия поддерживается за счет преобладания кариотипов с неспецифической устойчивостью к неблагоприятным факторам среды (Николаева, 1987).
Аналогичные исследования необходимы и на территории г. Уфы, особенно в местах массового отдыха (лесопарки, пляжи, детские лагеря, садовые участки). Таким образом, по результатам анализа многолетних экологического мониторинга видовых сообществ и популяций эпидемиологически опасных комаров (в том числе и других кровососущих насекомых) в разнообразных городских и пригородных ландшафтах можно установить не только групповой и видовой состав последних, но и выявить процессы их адаптации к обитанию как в естественных экосистемах, так и в экосистемах с высокой антропогенной нагрузкой.
К настоящему времени на территории РБ выявлено 35 видов кровососущих комаров, принадлежащих к 5 родам (Некрасова и др., 2008). Это Anopheles, Culiseta, Coquillettidia, Culex и Aedes, из которых последний таксон содержит наибольшее число видов. По продолжительности обнаружения в природе все перечисленные виды (имаго) распределены в 3 (весенне-летние, весенне-осенние и летние) группы (табл.1).

Таблица 1.

Видовой состав кровососущих комаров (Diptera, Culicidae)
на территории Республики Башкортостан

23

Примечание. *Звёздочкой отмечены виды, зарегистрированные пределах г. Уфы.

Одной из актуальных проблем в границах городских застроек является разработка методов борьбы с комарами в подвалах жилых и производственных помещений, прежде всего в связи с тем, что виды C. pipiens и C. modestus являются потенциальными переносчиками вируса лихорадки западного Нила (ВЗН) в синантропных и природных очагах этой инфекции. Последнее тем более важно, что эти виды комаров являются факультативными орнитофилами, поскольку основными носителями ВЗН являются птицы синантропного и околоводного комплексов (Некрасова , 1997; Орехов и др., 2006).
Предварительная оценка вклада населения г. Уфы в создании дополнительных местообитаний для личинок Culex pipiens показала, что число затопленных подвалов жилых зданий, а также искусственных контейнеров с водой для полива с/х растений в зоне городского коллективного садоводства весьма значительна и требует конкретного изучения. В связи с этим необходимы специальные (в том числе и цитогенетические) исследования личинок комаров на территории Уфы и пригородов.
В частности, исследования, проведенные ранее на городских территориях (Алиева, 2006), свидетельствуют, что в подвалах жилых домов в городах постоянно развиваются комары рода Culex. Показано, что выплоды Culex p. рipiens и Culex p. molestus происходят только при наличии рядом со строениями естественных водоемов. При отсутствии последних, в подвалах домов обнаруживают исключительно комаров Culex p. molestus, которые способны откладывать первую порцию яиц без предварительного кровососания (автогенно). Кроме того, этот подвид стеногамен (может спариваться в ограниченном пространстве) при полном отсутствии диапаузы, которая обычна для других видов кулицид (Тарасов, 1996).
Численность личинок и взрослых комаров целиком определяется особенностями каждого отдельно взятого подвала. Особенно это проявляется в холодные месяцы года: в теплых подвалах личинок и комаров всегда больше, чем в проветриваемых и прохладных (Волкова, 2006).
В стабильных условиях закрытого отапливаемого помещения комары претерпевают полный цикл развития за 25-40 дней. Их численность может достигать до нескольких тысяч личинок на один метр. Вылетевшие из подвалов комары в первую очередь залетают в открытые окна и подъезды и по маршевым лестницам расселяются по всем этажам. Наблюдениями установлено, что процесс разлета комаров с момента их выплода довольно продолжителен: от водоема из подвала до дверей первого этажа комары перемещаются за 1–3 суток. При этом комары длительное время сидят на стенах и вылетают наружу лишь при наступлении сумерек.
Подвалы, в которых происходит массовый выплод комаров, размещены в зданиях различного назначения, где температура воздуха обычно колеблется в пределах +12 –+27оС. Влажность воздуха здесь варьирует от 70 до 95%, а температура воды от +13 до +24оС. В таких местах обычно темно, движения воздуха почти нет, поэтому в тех местах, где находятся водоемы, проветривания не происходит, и, в результате высокой влажности сохраняется конденсат на подводящих воду трубах других поверхностях.
Учитывая различные условия в водоемах и подвалах, а также значительную вариабельность численности личинок и взрослых комаров, методы борьбы и эффективные меры борьбы (в том числе и дозы инсектицидов) должны разрабатываться конкретно для каждой из энтомологических ситуаций; только против личинок, только против имаго, либо против имаго и личинок одновременно.

Литература:
Алиева З.А. Экология и фенология комаров, выплаживающихся в подвалах // 1-е Всерос. совещание по проблемам изучения кровососущих насекомых. – Санкт-Петербург, 2006. С. 14-16.
Волкова Т.В. Кровососущие комары (Diptera, Culicidae) урбанизированных ландшафтов Беларуси // Эпизоотология, иммунобиология, фармакология и санитария. Минск, 2006. № 2. С. 12-17.
Некрасова Л.С. Влияние личиночной перенаселённости на продолжительность жизни взрослых комаров Aedes flaescens (Műll.) // Успехи энтомологии на Урале – Екатеринбург, 1997. – С. 189-190.
Некрасова Л.С., Вигоров Ю.Л. Адаптивное разнообразие сообществ кровососущих комаров (Diptera, Culicidae) в урбанизированных и природных экосистемах cреднего Урала // 1-е Всерос. совещание по проблемам изучения кровососущих насекомых. Санкт-Петербург, 2006. С. 133-136.
Некрасова Л.С., Вигоров Ю.Л., Вигоров А.Ю. Экологическое разнообразие кровосососущих комаров Урала. Екатеринбург: УрО РАН, 2008. 208 с.
Николаева И.В. Фауна и биотопическое распределение кровососущих комаров на Южном Ямале // Фауна и экология насекомых Урала. Свердовск, 1987. С. 108-117.
Николаева И.В. Біорізноманіття та роль тварин в екосистемах: Матеріали ІV Міжнародної наукової конференції. – Дніпропетровськ: Вид-во ДНУ, 2007. С. 347-349.
Орехов И.В., Э.А. Москвитина, Н.Л. Пичурина и др. Экологические связи вируса западного Нила с кровососущими комарами (Diptera, Culicidae) // 1-е Всерос. совещание по проблемам изучения кровососущих насекомых. Санкт-Петербург, 2006. С. 143-145.
Тарасов В.В. Медицинская энтомология. – М.: Изд-во МГУ, 1996. 352 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.