О необходимости проведения мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности населения

Статья поступила в редакцию 09.03.2020 г.

УДК 502.31

  

@ 2020 г.  Загорская В.В.

Башкирское республиканское орнитологическое общество.

Республика Башкортостан,  450017, г. Уфа, ул. Михайловская, д. 1.

E-mail: Valeria76@mail.ru

// Материалы по флоре и фауне Республики Башкортостан. 2020. № 26. С. 13-19.

    Состояние окружающей среды сегодня вызывает тревогу у человечества. Насколько быстро идёт деградация животного и растительного мира, настолько скоро цивилизация приближается к экологической катастрофе. Сегодня необходимо привлекать детей к изучению животного и растительного мира, чтобы завтра получить экологически грамотное поколение, не безразличное к проблемам естественной среды.

    Сегодня в педагогике существует ряд методов, чтобы дать учащимся знания о живых организмах в целом: от фронтального урока до применения информационно-коммуникационных технологий обучения.  Программа по окружающему миру и биологии помимо подробного изучения их строения, индивидуального развития и происхождения включает и ряд вопросов об их распространении и экологии.  Информационные технологии обучения с использованием средств цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методик информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использующие специальные программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией, призваны повысить интерес к предмету. Несомненно, использование ИКТ на уроках биологии позволяет повысить качество обучения, воплотив в жизнь принцип наглядности. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

     Можно еще долго перечислять достоинства современных методов обучения, если бы не одно НО…. Но школьная программа почти не предусматривает изучение флоры и фауны своего региона, начиная, допустим, со школьного двора, района, населенного пункта и т.д. Экологическое воспитание начинается с того момента, когда еще маленький дошкольник обратит внимание на тот же самый одуванчик или кузнечика и поймет, что они живые, как и он сам, и что они требуют к себе бережного отношения. Экологическое воспитание начинается тогда, когда взрослый научит ребенка, как правильно поступить с раненой птицей или птенцом, выпавшим из гнезда. Конечно, в первую очередь, прививать детям добрые чувства должны родители. Но, к сожалению, в связи с постоянной занятостью, далеко не все из них уделяют общению с ребенком достаточно времени, тем более, осмысливают с ним экологические взаимосвязи в природе.  Поэтому, хвала учителям, кто изучает с детьми тех, кто живет с ними рядом, стараясь «втиснуть» хоть какие-то занятия-экскурсии в ограниченный объем выделенного на биологию времени. Чаще всего учителя не проводят экскурсии и по той причине, потому что сами не знают представителей животного и растительного мира, что встречаются им по дороге из дома в школу.        Следовательно, в первую очередь, учитель сам должен повысить собственный интерес к предмету и свой уровень экологических знаний. Отсюда возникает вопрос о необходимости проведения образовательных мероприятий для самих учителей, когда специалисты-ученые зоологи и ботаники делились бы своими знаниями с педагогами. Сейчас таких обучающих мероприятий просто нет. Максимум, что может предложить учителям БИРО РБ – это курсы  «Методика преподавания биологии в школе» или  «Повышение качества обучения биологии за счет применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» и т.д.

     Кстати, это касается не только учителей, но и, например, гидов, сопровождающих группы на туристических маршрутах по живописнейшим местам Башкортостана, и всех, кто связан с разнообразием растительного и животного мира нашей республики (будем говорить о нашем регионе). Одним из важных моментов экологического воспитания является грамотный рассказ гида-экскурсовода о том, какие животные и растения окружают туриста на маршруте, какие из них редкие и требуют к себе бережного отношения, особенно, если группа посещает территорию ООПТ. Человека должен восхищаться не только красотой ландшафта, за время прохождения маршрута он должен непосредственно ознакомиться с представителями растений и животных, обитающих на данной территории. Иными словами туризм должен переходить из «беспечного» в «осмысленный», если так можно выразиться,– «грамотный». Все ли гиды обладают достаточными экологическими знаниями, чтобы проводить «грамотные» экскурсии? Маловероятно. Проводить обучающие экологические мероприятия для гидов так же необходимо.

    В последнее время под сомнение ставится даже компетентность сотрудников природоохранных организаций. Так, у зоологов республики возникают сомнения не только относительно качества работ природоохранных структур, а именно, результаты инвентаризации и мониторинга животного мира республики,  но и качество докладов МПР РБ (Валуев, 2011, 2014).

Специалисты возмущены недостоверностью представленных данных даже в таких важных документах, как Красная книга Республики Башкортостан! Публикуется все больше рецензий на работы исполнителей, производящих инвентаризацию и мониторинг и непосредственно участвующих в написании Красной книги республики (Валуев, 2014а, 2015-2015б; Хабибуллин, 2015; Шевченко, Биккинин, 2015). Не пора ли и здесь задуматься о проведении обучающих мероприятий для   сотрудников природоохранных организаций республики?

    Но вернемся к образованию школьников. Как показала практика, интересным методом экологического воспитания учащихся является знакомство детей с представителями животного мира своего региона путем проведения зоологических исследований  в непосредственной близости от школы. Для детей, обучающихся в городах, такие исследования можно проводить непосредственно на территории города. Первоначально дети обучаются простым методикам учета животных и знакомятся с основными представителями животного мира, которые могут быть встречены во время исследований. Затем дети под руководством зоолога сами приступают к исследованию территории. Самым удобным является учетный метод, когда во время прохождения определенного  маршрута дети регистрируют всех животных, что попадают в их поле зрения. Параллельно можно изучать встретившиеся растения, записывая в блокнот знакомые и определяя незнакомые виды, используя определитель на месте, либо собирая гербарий для дальнейшего определения в более удобных условиях класса. Во время прохождения маршрута дети узнают, как выглядят объекты живой природы и учатся узнавать их «в лицо», отличать друг от друга. Так, определять птиц они учатся по полевым признакам и по голосам. Результаты своих учетов, записанные в блокноты, дети обрабатывают самостоятельно уже в классе с применением специальных компьютерных программ. В итоге учащиеся доходят до проектной деятельности, представляя результаты своих исследований в виде медиа-презентаций. В процессе работы дети развивают навыки подготовки презентаций в электронном виде, выступления на аудиторию, отстаивания своей точки зрения и т.д., что очень пригодиться им в школе в связи с широко применяемой сейчас проектной деятельностью. По желанию дети сами могут находить темы и ставить себе задачи для исследований и дальше совершенствоваться в познании животного мира. Параллельно дети осваивают и другие предметы, как минимум – математику, программирование, физику, химию и русский язык, получают первоначальные навыки обработки данных.

     Целевое обеспечение метода не требует особых затрат и вполне осуществимо на базе обычной школы. Для проведения полноценных исследований необходимо, прежде всего, помещение под зоологическую лабораторию, оснащенную хотя бы одним микроскопом, бинокуляром и ноутбуком для обработки данных, определителями и другой литературой для определения насекомых и др. зоологических объектов, приспособлениями  для создания гербариев и др. Для проведения исследований за пределами лаборатории нужны бинокли и фотоаппараты (последние сейчас имеются у каждого на телефоне).

     Как результат работы данного метода мы должны получить:

1)      детей любознательных, склонных к экспериментированию и наблюдениям, неравнодушных ко всему живому вокруг;

2)      умных и грамотных людей в будущем, способных быть разумными в отношении природы;

3)      повышение уровня их общих знаний о животном и растительном мире своего региона;

4)      гуманное отношение детей ко всем живым природным объектам.

   Конечной целью педагога при осуществлении данного метода должно стоять экологическое воспитание подрастающего поколения и формирование у детей ответственного отношения к окружающему миру.

     Подобный положительный опыт применения данного метода зоологических исследований среди школьников уже имеется. Летом 2018 г. на базе АНОО «ЦО «Солнечный круг» Ленинского района г. Уфы, МБОУ “Школа № 104 им. М. Шаймуратова Демского района г. Уфы,  а так же МБОУ СОШ с. Юматово Уфимского района при содействии Фонда Президентских грантов был реализован подобный проект, в результате которого учащиеся вышеперечисленных школ провели зоологические научные исследования на территории  г. Уфы и Уфимского района. Общей задачей стояло изучение качественного и количественного состава орнитофауны близлежащих территорий в летний период, а также состава жуков-коровок семейства Coccinellidae на этой же территории.  Дети были заинтересованы на 100%. Собранные данные были обработаны самими детьми. Результаты их исследований были опубликованы в научном журнале «Материалы по флоре и фауне  Республики Башкортостан» (Байбурина, 2018, 2018а; Загорская и др., 2018, 2018а; Черепанова, Щекатурова Е., Щекатурова Т., 2018; Шарипова, Васильева, 2018).

     Еще одну тему хотелось бы затронуть в этой статье. Это отсутствие в методической части кабинетов биологии обучающих фильмов по растительному и животному миру Башкортостана. В Интернете  можно найти лишь  фильмы о природе Башкортостана, где лишь упоминаются некоторые представители растительного и животного мира республики. А специальных обучающих фильмов нет.  Вероятно, на таком же уровне и оснащение учителей определителями и научной литературой о флоре и фауне Башкортостана. Для успешного решения проблемы реализации обучающих мероприятий необходимо наладить выпуск определителей, удобных для использования в полевых условиях, и другой научной зоологической и ботанической литературы.

      Таким образом, если мы хотим сохранить видовое разнообразие живых природных объектов в своем регионе, нам нужно понять важность проведения экологических образовательных мероприятий среди учащихся и определенной категории работающих граждан.

Литература:

 Байбурина В.П. К обилию сизого голубя Columba livia микрорайона Дёма г. Уфы // Материалы по флоре и фауне Республики Башкортостан. 2018. № 20. С. 3-8.

Байбурина В.П. Кокцинеллиды Coccinellidae в Дёмском районе г. Уфы // Материалы по флоре и фауне Республики Башкортостан. 2018а. № 20. С. 9-13.

Валуев В.А. Качество докладов МПР РБ // «Состояние среды обитания и фауна охотничьих животных России». Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Состояние среды обитания и фауна охотничьих животных России», Москва 17-18 февраля 2011 г. Москва, 2011. С. 72-79.

Валуев В.А. Проблемы охраны животных в республике Башкортостан // Животный мир Южного Урала и Северного Прикаспия. VI Международная научн.-практ. конф. Оренбург.Изд-во ОГПУ. 2014. С. 24-25.

Валуев В.А. Рецензия на «Каталог позвоночных животных горно-равнинной страны Урал: аннотированный список и региональное распределение. справочное пособие. (В.Н. Рыжановский, В.Д. Богданов). Екатеринбург: Гощицкий, 2013. 172 с. // Материалы по флоре и фауне Республики Башкортостан. 2014а. № 5. С. 55-71.

Валуев В.А. Рецензия на раздел “Земноводные” Красной книги Республики Башкортостан (2014) под рук. Б.М. Чичкова // Редкие и исчезающие виды животных и растений Республики Башкортостан: материалы ведения Красной книги  Республики Башкортостан. 2015. № 8. С. 3-8.

Валуев В.А. Рецензия на раздел «Птицы» Красной книги Республики Башкортостан (2014) под рук. Б.М. Чичкова // Редкие и исчезающие виды животных и растений Республики Башкортостан. 2015а. № 8. С. 9-26.

Валуев В.А. Рецензия на раздел «Млекопитающие» Красной книги Республики Башкортостан (2014) под рук. Б.М. Чичкова // Редкие и исчезающие виды животных и растений Республики Башкортостан. 2015б.  № 8. С. 30-39.

Валуев В.А. Рецензия на отчёт НИР  «Обновление данных по ведению государственного кадастра  редких и исчезающих видов животных Республики Башкортостан» (Чичков, 2010) // Материалы по флоре и фауне Республики Башкортостан: 2017. № 15. С. 20-23.

Загорская В.В., Лукьянова А.С., Прокофьева Л.Р., Зарбеева Г.И. Исследование жуков-коровок семейства Coccinellidae в Уфе летом 2018 г. // Материалы по флоре и фауне Республики Башкортостан. 2018. № 20. С. 14-18.

Загорская В.В., Лукьянова А.С., Прокофьева Л.Р., Зарбеева Г.И. Исследование орнитофауны г. Уфы летом 2018 г. // Материалы по флоре и фауне Республики Башкортостан. 2018а. № 20. С. 19-28.

Хабибуллин В.Ф. Рецензия на раздел «Пресмыкающиеся» Красной книги Республики Башкортостан (2014) // Редкие и исчезающие виды животных и растений Республики Башкортостан. 2015. № 8. С. 43-44.

Шевченко А.М., Биккинин Р.Ф. Комментарий к разделу “Рыбы” Красной книги Республики Башкортостан (2014) // Редкие и исчезающие виды животных и растений Республики Башкортостан. 2015. № 8. С. 43-47.

Черепанова Н.А., Щекатурова Е.Н., Щекатурова Т.М. К кокцинеллидам Coccinellidae и сизому голубю Columba livia с. Жуково Уфимского района // Материалы по флоре и фауне Республики Башкортостан. 2018. № 20. С. 91-95.

Шарипова Р.И., Васильева С.Н. Кокцинеллиды Coccinellidae и сизый голубь Columba livia села Юматово Уфимского района и его окрестностей // Материалы по флоре и фауне Республики Башкортостан. 2018. № 20. С. 96-99.