Состояние изученности и перспективы дальнейших исследований фауны пресмыкающихся республики Башкортостан

Хабибуллин В.Ф.

Фауна и флора Республики Башкортостан: проблемы их изучения и охраны: Материалы докладов научной конференции – Уфа, 1999. – С. 55-61.

Пресмыкающиеся, или рептилии представляют собой интересный и сравнительно малоизученный на Южном Урале класс наземных позвоночных. В данной работе мы рассмотрим лишь вопрос становления и развития исследований по фауне пресмыкающихся РБ, не затрагивая другие направления герпетологических работ по морфологии, паразитологии, популяционной экологии и т.д., где еще много белых пятен, для решения которых нужно приложить большие усилия.
Фаунистические исследования на территории Башкирии проводились многими учеными-естествоиспытателями в различных направлениях, собирался разнообразный материал, в том числе и по фауне пресмыкающихся. Первые отрывочные данные о пресмыкающихся Южного Урала относятся к XVIII в. и в основном связаны с знаменитыми экспедициями Императорской Академии наук. В составе Известной, или Оренбургской экспедиции И.К.Кирилова на Южный Урал (1734 год) был и молодой бухгалтер Петр Иванович Рычков, который прожил в Оренбуржье более 40 лет и все это время неустанно изучая природу этого обширного края (куда в то время веке входила и Башкирия). Результаты его работы в составе этой экспедиции опубликованы в труде “Топография Оренбургской губернии” (1822), где можно найти упоминание о черепахах: “Черепахи в Каспийском же море в довольном числе находятся , тако же и около реки Яика по обеим сторонам в озерах и в степных речках, а особливо где густой кустарник, их много, токмо мелки, и весьма изредка такие попадают, которых скорлупа больше ординарной тарелки” (С.211). В.И.Гаранин (1983) считает, что речь здесь идет о трех видах черепах: среднеазиатской (Testudo horsfieldi), каспийской (Mauremys caspica) и болотной (Emys orbicularis). Далее автор продолжает: “Сказывают, ежели она человека уязвит, то многие оттого умирают. От них же молодым уткам и гусям случается вред, а особливо когда они заплывают к их гнездам … О змеях и ящерицах внутри Башкирии чтоб какие особливости были, поныне неизвестно” (С.213).
К весне 1768 года Петербургской академией наук были организованы три Оренбургские экспедиции (или отряда), начальниками которых были назначены П.С. Паллас, И.И. Лепехин и И.П. Фальк. Исследования этого периода носили энциклопедический характер: в задачу экспедиций входило изучение и сбор всей информации по широкому спектру вопросов, особенно имеющих практическую ценность.
Академик Петр Симон Паллас побывал на Южном Урале в 1769-1770 гг. Результаты его исследований изложена в “Путешествии по разным местам Российского государства” (1773; 1786 а, б). Здесь дано краткое описание некоторых морфологических признаков отдельных видов рептилий (в оригинале они рассмотрены как земноводные), в том числе Anguis fragilis, Ancistrodon halys и Natrix natrix, обозначенные Палласом соответственно как Lacerta apoda, Coluber halys и Coluber scutatus (Паллас, 1786а). Упоминаются гадюка обыкновенная, или “ехидна” (под латинскими названиями Coluber berus, C.melanis и C.scytha), уж обыкновенный, или “щетинистая змея”, полоз узорчатый, или “Дионина змея” и ящурка разноцветная, или “шиповатая, лукавая ящерица” под латинским названием Lacerta arguta. В 3-ей части “Zoographia Rosso-Asiatica” [1814] описаны 54 вида амфибий и рептилий (цит. по: Гаранин, 1983), некоторые из которых относятся и к Южному Уралу (упомянем современные названия): черепаха болотная Emys orbicularis; веретеница ломкая Anguis fragilis; ящурка разноцветная Eremias arguta; ящерица прыткая Lacerta agilis; уж обыкновенный Natrix natrix; уж водяной Natrix tesselata; медянка обыкновенная Coronella austriaca; полоз узорчатый Elaphe dione; гадюка обыкновенная Vipera berus. Отмечаются и отдельные черты экологии этих видов. Приведем оригинальные описания некоторых полевых наблюдений П.С.Палласа: “… на берегах озера … увидел я сего году первую змею из роду черных змей (Coluber prester); а по причине теплыя погоды показались здесь множество ящериц, коих, считая от сего места по всей Сибири на открытых и мокрых полях, кроме обыкновенных земельных и сероватых, водится еще множество черноватых с жарко-желтым брюхом, небольшого роду. … на сухих горячих горах, также многие каменистые могильные холмы имеющих, водится изобильно Ехидна (Berus), и род изрядно белых невредящих диониных змей (Coluber Dione) пр. ч. 30 между кустами ползающих, также отменно хорошая шиповатая ящерица (Lacerta arguta) ч. 40 (Паллас, 1786 б). … Здешние черепахи чрезвычайно велики. Я видел одну толщиною в поларшина, и сказывают, что это еще не редкость. Живущий в сих местах простой народ думает о черепахе, что ее угрызение ядовито, и что она тех людей, кои купаются, кусает за тайные уды. Черепаха часто попадает в верши и мережи, откуда вынимают ее живую” (Паллас, 1773).
Капитан Николай Рычков (сын вышеупомянутого Петра Ивановича Рычкова) во время своих путешествий 1769-1770 гг. приводит интересные данные об ископаемых находках в Палянском руднике Берсутского завода (близ впадения Белой в Каму): “Нередко в сих песчаных слоях находят в камень превращенныя рыбы, и виды окаменелых змей … которые … бывают толщиной в обыкновенную палку, и все части покрыты такой же чешуею, как и находимыя тут рыбы” (Рычков Н.П., 1770).
Участники нескольких академических экспедиций академик И.Г.Георги и шведский натуралист И.П.Фальк в 1771-1772 гг. побывали в Оренбургской губернии. В своих работах (Фальк, 1824; Georgi, 1775; Falk,1786) они указывают на обитание в пределах современной РБ E.orbicularis, L.agilis, L.vivipara, N.natrix, V.berus.
Очень интересное многоплановое описание растительного и животного мира (впрочем, как и этнографии, геологии, промышленности и др.) Южного Урала в 1768-1769 гг. сделал Иван Иванович Лепехин во время своих “ученых путешествий по России”. Занимательны его наблюдения об отношении “башкирцев” к черной змее (Vipera berus, известная И.Лепехину под названием Coluber prester); использование змей в качестве “врачебного средства” при лечении “лихой” болезни лошадей.
В дальнейшем профессор ботаники и зоологии Казанского университета Э.А. Эверсманн, автор монографии “Ящерицы Российской империи…” (Lacertae… , 1834), подробно разрабатывает различные вопросы герпетологии. Он с 1836 года изучал природу Оренбургской губернии. В первой части “Естественной истории Оренбургского края” (1840) Эверсманн приводит свои наблюдения о питании пресмыкающихся: “Змей и ящериц в южных степях водится много, но их видно почти только весною; ящерицы бегают во множестве в апреле и в начале мая; они питаются насекомыми, жучками; но как последние существуют только в начале весны, то и должно полагать, что ящерицы наедаются с весны на целый год, или что они впоследствии питаются более растениями. Змеи преимущественно ищут для пищи небольших четвероногих животных; так я убил однажды змею, в которой нашел целую дюжину, двенадцать, молодых сусликов”. В другой работе (Eversmann, 1844; цит. по: Гаранин, 1983), связанной с юго-западными предгорьями Урала (юг Башкирии и север Оренбургской области), он перечисляет несколько видов змей и ящериц, особо отмечая в качестве редко встречающегося вида E.orbicularis.
В XIX веке известные естествоиспытатели Н.А.Зарудный (1896), М.Д.Рузский (1894; 1895), Л.П.Сабанеев (1872) в своих герпетологических работах приводят данные о местонахождении, встречаемости и экологии ряда видов пресмыкающихся Южного Урала.
А.Н.Никольский, в своей капитальной работе “Пресмыкающиеся и земноводные Российской Империи” (1905) рассмотрел все виды пресмыкающихся России, известные к началу XX века. Приведена синонимика, обоб-щены обширные данные по распространению и образу жизни различных видов со ссылками на источник получе-ния информации. Указаны 11 видов пресмыкающихся с ареалом, затрагивающим Южный Урал (в основном ссы-лаясь на работы Зарудного, Сабанеева и Рузского).
Первой специальной герпетологической работой для Башкирии стала статья П.А.Положенцева и М.Г.Ханисламова “К вопросу о фауне амфибий и рептилий в Башкирской АССР” (1942). Авторы полагают, что видовой состав пресмыкающихся республики насчитывает 8 видов.
П.А.Положенцев и М.Г.Ханисламов, авторы раздела “Классы пресмыкающиеся и земноводные” в книге “Животный мир Башкирии” (1949), приводят список из 12 видов пресмыкающихся, не исключая возможности оби-тания в юго-западных районах республики E.arguta, C.jugularis E.dione. В следующем издании “Животного мира Башкирии” В.И.Гаранин (1977) приводит список из 11 видов пресмыкающихся, включающий E.arguta и E.dione, находки которых возможны в южных районах республики. В последнем издании этой книги – “Животный мир Башкортостана” М.Г.Баянов (1995) указывает на достоверное обитание 9 видов; допуская возможность нахождения E.arguta и V.ursini в южных районах республики, граничащих с Оренбургской областью.
Доцент Казанского университета В.И.Гаранин в течение ряда лет исследовал герпетофауну Волжско-Камского края, куда входят и западные районы Башкирии. В его обобщающей работе “Земноводные и пресмыкающиеся Волжско-Камского края” (1983) им приводятся важные сведения о фауне и экологии 10 видов пресмыкающихся, встречающихся и на территории Башкирии.
Отдельные данные по фауне, распространению и экологии пресмыкающихся на территории РБ содержатся в работах ряда авторов, в том числе: География Башкирии, 1926; Л.Я.Топоркова, 1973; Прыткая ящерица, 1976; Бурзянцев, 1984; Шошева, 1985; Карякин, 1996 (рукопись); Яковлев, Яковлева, 1997; Яковлева, 1997; Хабибуллин, 1997, 1998 а,б; Яковлев и др., 1997; Экология водоемов Башкирии, 1998.
Можно упомянуть региональные сводки по фауне пресмыкающихся сопредельных территорий: 11 видов для Оренбургской области (Чибилев, 1995) , 8 видов для Татарстана (Попов, Лукин, 1988), 6 видов для Удмуртии (Приезжев, Попова, 1983), 6 видов для Пермской области (Литвинов, 1989), 6 видов для Свердловской области (Дексбах и др., 1958) и 7 видов для Челябинской области (Природа Челябинской области, 1964). С зоогеографической точки зрения наиболее велика степень общности фаун пресмыкающихся Башкирии и Оренбургской области (по коэффициенту Серенсена – с Татарстаном), обратная закономерность выявлена при ее сравнении с Удмуртией, Пермской и Свердловской областями (Хабибуллин, 1998а).
Получены первые данные об ископаемой герпетофауне (для 3 видов: A.fragilis, L.vivipara, V.berus) из четвертичных отложений Южного Урала (Сатаев, Макарова, 1997).
Таким образом, с XVIII-го века до наших дней исследователи отмечали различное число видов рептилий на территории Башкирии. Это связано как с неточной интерпретацией данных местного населения, неточным определением, так и с различиями в систематике. Некоторые виды, например, V.berus, A.fragilis описывались под разными названиями, для большинства других изменялись родовые названия.
На сегодняшний день можно считать, что в Башкирии обитает 10 видов пресмыкающихся (включая Vipera ursini и исключая Eremias arguta) (Баянов, 1995; Хабибуллин, 1997), из которых 5 видов признаны редкими и зане-сены в “Красную книгу Башкирской АССР” (1987): черепаха болотная Emys orbicularis, веретеница ломкая Anguis fragilis, уж водяной Natrix tesselata, полоз узорчатый Elaphe dione и медянка обыкновенная Coronella austriaca. Ука-зание на желтобрюхого полоза (География Башкирии, 1926), видимо ошибочно (Определитель … , 1977). Для N.tesselata, E.dione и V.ursini известны лишь единичные случаи находок (Зарудный, 1895; Положенцев, Ханисла-мов, 1942; Бурзянцев, 1984; наши данные). Для E.orbicularis приводится несколько большее число мест находок (Карякин, рукопись 1996; Яковлев и др., 1997; наши данные), по которым можно судить о некотором смещении границ ее ареала к югу в пределах Башкирии.
Шесть видов – Lacerta agilis, Lacerta vivipara, Natrix natrix, Vipera berus, A.fragilis, C.austriaca имеют обшир-ный ареал и встречаются (последние два – значительно реже) практически на всей территории Башкирии на при-годных для обитания участках. У четырех видов – E.orbicularis, N.tesselata, E.dione, V.berus в Башкирии проходит северная граница ареала, чем и обусловлена их редкость.
В целом видовой состав пресмыкающихся Башкирии относительно беден – всего 10 видов, что составляет 7,24% от фауны бывшего СССР, которая насчитывает 141 вид, и менее 0,14% от мировой фауны (Определитель…, 1977; Жизнь животных, 1985). Эндемичные виды пресмыкающихся в фауне Южного Урала отсутствуют. Мало-численность, тем более полное отсутствие эндемиков указывает (Щербак, Щербань, 1980) на молодость местной фауны, хотя в данном случае определяющее значение, на наш взгляд, имеют достаточно суровые для рептилий климатические условия. В состав фауны пресмыкающихся РБ входят элементы средиземноморской фауны (N.tesselata), среднеазиатской фауны (E.dione, V.ursini), и виды европейского комплекса – остальные 7 (за основу мы приняли специальное герпетогеографическое районирование, предложенное Н.Н.Щербаком (Schcherbak N.N.,1982), с изменениями).
Неотъемлемым элементом Башкирии являются Уральские горы, которые оказывают значительное влияние на состав и распространение животных, в том числе и пресмыкающихся. Хотя Южный Урал и не особенно высок (территории с абс. отметками выше 1000 м составляют около 3% от площади всей республики (Фаткуллин, 1994); высшая точка – г. Ямантау – 1640м), тем не менее его влияние на растительный и животный мир несомненно. Уральский хребет не является естественной меридиональной границей ни для одного вида рептилий, обитающих на Южном Урале (например, в отличие от рыб), т.е. все виды, присутствующие к западу от хребта, обитают и к востоку от него. Можно лишь отметить, что Уральские горы, вклиниваясь в лесостепную зону, как бы прогибают границу ареала степных видов к югу. Это справедливо для таких видов, как Emys orbicularis, Eremias arguta, Elaphe dione, Natrix tesselata è Vipera ursini. Горы в данном случае выступают в какой-то мере в качестве сдерживающего фактора (барьера) для продвижения этих видов на север. С другой стороны, вклинивание Уральских гор (и, соответственно, лесных массивов) в лесостепную зону является благоприятным моментом для распространения на юг некоторых типично лесных видов: A.fragilis, V.berus и отчасти L.vivipara (виден изгиб на карте ареалов).
Сейчас рептилии встречаются гораздо реже, чем, хотя бы, в начале XX-го века, что связано с разнообраз-ными антропогенными воздействиями, в том числе с перевыпасом скота (особенно в лесу), трансформацией ланд-шафтов, фактором беспокойства и т.д. Для змей (кроме, разве что, ужа обыкновенного) актуально прямое пресле-дование и уничтожение людьми. Во время миграций довольно существенна гибель рептилий на дорогах. Так, на-пример, за 2 дня на участке проселочной дороги под Уфой длиной около 1 км было найдено 7 погибших под коле-сами автомобилей экземпляров N.natrix.
В связи со всем вышеперечисленным в настоящее время необходимы дополнительные исследования для уточнения видового состава, распространения, встречаемости и численности рептилий (большое значение здесь имеет правильно поставленный учет), выяснения особенностей их распределения по территории РБ и Южного Урала в целом и уточнение границ ареалов. Имеет смысл приступить к составлению кадастра находок для каждого конкретного вида (некоторые первоначальные данные такого плана содержатся в работе Яковлева и др., 1997), который позволит точнее и с большей обоснованностью выяснить характер распределения (особенно это важно для редких видов) и установить границы ареалов для пресмыкающихся, у которых по Южному Уралу проходит граница распространения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.